Конфликты на работе неизбежны. Интересы и точки зрения коллег расходятся, иногда приходится указывать другим на ошибки или добиваться своего в условиях нехватки времени. Хорошо, если локальные стычки разрешаются быстро и корректно, но что делать, если разногласия нарастают? Поговорим о том, как выйти из конфликта на работе достойно и снизить пагубное влияние стресса из-за негативной обстановки.
Разногласия на работе можно разделить на несколько видов, в зависимости от того, кто вовлечен в конфликт. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Это противостояние двух сотрудников. Его причиной могут быть личная неприязнь, халатное отношение к работе, конкуренция, зависть, стремление к выгоде, представление о «несправедливом» распределении обязанностей и другие ситуации. Например, конфликт с коллегой может возникнуть из-за разных представлений о чистоте рабочего пространства.
Опасность конфликтов между сотрудниками заключается в том, что в него могут вовлекаться и другие люди с развитием разногласий в коллективе. К тому же это снижает мотивацию работников. Известно, что чем чаще человек конфликтует на работе, тем сильнее у него желание покинуть коллектив1.
Особенно неприятен конфликт с начальством на работе. Что делать в такой ситуации? Для начала нужно разобраться в его причинах. Чаще всего это некачественное выполнение сотрудником поставленных перед ним задач, что может стать причиной рисков для компании. Но есть и другие мотивы для конфликтных ситуаций с руководителем. Например, личная неприязнь к работнику или некомпетентность начальства, которое не способно четко ставить задачи, контролировать их выполнение и выстраивать коммуникацию с подчиненными.
Такой вид конфликта выражается в противостоянии одного сотрудника всем остальным членам коллектива. Причин для него множество:
Конфликт интересов на работе между группами людей, например, между разными отделами компании. Возникает в том случае, когда стороны отстаивают противоречивые интересы или преследуют недостижимые цели. Недопонимания могут возникать из-за рабочих процессов или личных отношений сотрудников.
Например, рекламный отдел не может договориться с бухгалтерией. Первый требует дополнительного финансирования для рекламной кампании, а бухгалтеры не видят в этом необходимости и не понимают, каким образом она принесет бизнесу пользу. Опасность такого конфликта в том, что он способен поставить под удар все ключевые рабочие процессы и привести к потере прибыли.
Возникает, когда у одного человека происходит конфликт внутренних установок. Большую часть времени он протекает незаметно для окружающих, но в итоге наружу выходят негативные эмоции, которые рождаются из-за противоречий в сознании человека. Такой сотрудник может быть источником постоянного негатива, подпитывая им остальных членов коллектива.
Пример внутриличностного конфликта, который сказывается на работе: человек долгое время работает с низким окладом, не получает повышения. Внутри него копится недовольство собой и работой в целом, что выражается в обиде, пассивной агрессии.
Если избежать конфликтной ситуации не получилось, то нужно постараться перейти из деструктивного конфликта в конструктивный. Во время первого стороны находятся под властью эмоций и агрессии, могут повышать голос или переходить на личности. В такой ситуации сложно найти решение и сохранить отношения. Конструктивный конфликт дает возможность прийти к договоренностям и урегулировать спорную ситуацию.
Для разрешения конфликтов на работе и руководитель, и сотрудники должны уметь вовремя распознавать первые разногласия и обладать навыками урегулирования спорных ситуаций. Для начала важно выяснить причину разногласий, затем проанализировать интересы обеих сторон, их мотивы и потребности. Конструктивный путь разрешения – прийти к соглашению, найти решение проблемы, которое устраивает всех.
Если вы со своей стороны пойдете на уступки, возможно, что коллега провоцирует на конфликт снова. Более продуктивен вариант компромисса, когда стороны идут на взаимные уступки, которые помогут разрешить спорную ситуацию. Однако лучшим способом решения конфликта в трудовых отношениях является сотрудничество, то есть, объединение усилий и учет интересов обеих сторон. Вариант потребует творческого подхода, чтобы найти решение, которое устраивает всех. В этом случае можно не только разрешить текущий спор, но и снизить вероятность появления конфликтных ситуаций в будущем.
Основная профилактика конфликтов на работе – проработать их возможные причины и решить текущие противоречия. И сотрудникам, и руководителю следует соблюдать следующие правила поведения:
Не бойтесь рассказать руководителю о конфликте с коллегой. Если лидер команды правильно понимает свои обязанности, то он поможет урегулировать спорную ситуацию и прийти к примирению, так как конфронтация среди сотрудников сказывается на работе всего коллектива.
Стресс и тревога из-за конфликтов на работе негативно влияют на качество жизни. Если чувствуете, что самостоятельно справиться с психологической нагрузкой не получается, обратитесь к специалисту. Он поможет найти способы решения проблемы. В том числе может порекомендовать в качестве поддержки и лекарственные средства. Например, Тенотен в таблетках для рассасывания.
Это лекарство действует в нескольких направлениях:
Противотревожный препарат Тенотен принимают курсом, по 1–2 таблетки 2–4 раза в день. Подробная схема приема указана в инструкции по применению.
Список литературы: