Детские травмы: виды, причины, способы борьбы

Опубликовано: 09.07.2024
Время чтения: 5 мин
В этой статье:

В этой статье пойдет речь о психологических травмах. Под данным понятием подразумевают вред, нанесенный психике неблагоприятными окружающими факторами. Образно говоря, внешние причины приводят к внутренним последствиям.

Особенно чувствительны к психологическим травмам дети. Они остро реагируют на негативные события и тяжелее, чем взрослые, переносят жизненные невзгоды. Если не получится вовремя оказать помощь ребенку в подобной жизненной ситуации, детские психологические травмы способны наложить отпечаток на взрослую жизнь.

Что такое детская психологическая травма

Детская психотравма — это реакция психики ребенка на нервное потрясение, полученное в стрессовых ситуациях. Стресс сопровождается страхом, отчаянием, грустью, а иногда стыдом, ощущением вины. Чаще всего это результат плохих взаимоотношений с окружающими: родителями и близкими родственниками, сверстниками, учителями в школе.

Иногда к сильной психологической травме приводят объективные физические факторы. В качестве примеров можно привести рукоприкладство, а также ухудшение самочувствия из-за болезней и физических повреждений. Но переломы, ушибы, раны и ссадины, другие телесные повреждения, по сути своей, объективны. В общих чертах они выглядят одинаково, их внешний вид не зависит от того, как к ним относится травмированный.

Что касается психологических травм, они субъективны: их характер напрямую отражает состояние психики. Например, один ребенок пережил стрессовую ситуацию — поссорился со сверстниками. Но через некоторое время он забыл о ссоре, помирился или нашел других друзей. Второй, более мнительный и стеснительный, тяжелее переживает конфликт. При этом он постоянно прокручивает в сознании пережитые события, и каждый раз испытывает отрицательные эмоции.

Проживание детской травмы может продолжаться и после того, как ребёнок повзрослеет. Таким образом, она получает отсроченный характер, и долгие годы будет напоминать о себе. А если ребёнок многократно оказывается в тяжелых ситуациях, то последствия психотравмы усугубляются.

Как показывает практика, маленькие дети более эмоционально реагируют на травмирующие факторы — плачут, кричат. Отрицательные эмоции закрепляются в сознании и влияют на формирующуюся личность. Подростки в большей степени склонны к осмыслению неблагоприятных ситуаций и часто замыкаются в себе.

Виды и причины детских травм

Выделяют несколько видов детских травм, какие бывают:

  1. Разрыв отношений. Обычно этот вид подразумевает конфликты с ровесниками. Прекращение дружбы зачастую тяжело переносится. То же самое происходит при разрыве с родителями, когда они пытаются избавиться от ребенка, оставляют его на попечение родственников или сдают в детдом. Другой пример: родители разводятся, и отец отказывается поддерживать отношения с сыном или дочерью.
  2. Отвержение. Этот вид имеет сходство с предыдущим. Сверстники изгоняют ребенка из своей компании и не хотят поддерживать с ним отношения. В юношеском возрасте причиной может быть безответные или отвергнутые нежные чувства. Нанести вред может не только сама по себе детская травма отвержения, но и её угроза. В качестве примера можно привести случаи, когда родители грозятся выгнать ребенка из дома за низкую успеваемость или плохое поведение.
  3. Утрата. Она не всегда бывает физическая, связанная с гибелью близкого человека. Например, любимая сестра уехала жить за границу, и больше нет возможности с ней увидеться.
  4. Насилие. Оно может быть физическим и психическим. Например, более крепкие сверстники могут и не бить ребенка, а делать его предметом насмешек. Как показывает практика, душевное насилие может тяжелее переноситься, чем телесное. Из-за этого детские обиды на родителей, учителей, сохраняются долгие годы.
  5. Ухудшение здоровья. Этот вид сочетает в себе психологическую и физическую травму. Ребенок заболел. Внезапное ухудшение самочувствия с сильной болью выводит из эмоционального равновесия. Ещё один подобный пример: ребёнок во время падения сломал ногу и не может играть с другими детьми. Вынужденное обездвиживание воспринимается болезненно, и к физической боли присоединяется душевная. Ребенок воспринимает себя не таким, как все. Ведь вместо того чтобы бегать с друзьями, он вынужден лежать в кровати1.

В особо неблагоприятных ситуациях эти виды сочетаются между собой. Например, отвержение приводит к разрыву отношений и может сопровождаться рукоприкладством. Из-за этого ухудшается физическое здоровье.

Признаки психологических травм у взрослых

У взрослого человека, перенесшего психологическую травму в детстве, отмечаются следующие симптомы:

  • изменчивое настроение с длительными периодами подавленности;
  • уплощение эмоций — человек не может выразить радость или гнев, выглядит безучастным к окружающему;
  • отсутствие заботы о близких людях;
  • нет желания приобретать новые вещи, смотреть захватывающие фильмы, читать интереснее книги;
  • узкий круг знакомых;
  • бессонница;
  • плохой аппетит;
  • неуверенность движений, блуждающий взгляд;
  • невнимательность;
  • склонность к самообвинению;
  • быстрая утомляемость, низкая работоспособность.

Не обязательно, чтобы все эти симптомы были у конкретного человека, испытывавшего в детстве нервные потрясения. Но чем их больше, тем тяжелее последствия детской психологической травмы.

Последствия психологических травм

Иногда люди сами способны осознать, что многие проблемы в текущей взрослой жизни у них произошли из-за полученных когда-то в детстве психологических травм. Хотя нередко их к этому выводу подталкивает специалист. Осознание причины проблемы — уже первый шаг в ее лечении. Без груза связанных с детской психологической травмой переживаний, тревог и страхов жизнь станет намного легче. Если же с ними не бороться, они продолжат мешать и в будущем: строить личную жизнь, карьеру, получать позитивные эмоции. Последствия душевных травм негативно отражаются на самооценке, налаживании контактов с окружающими и успеваемости в учебном заведении2. Они же могут стать причиной совершения каких-то нелогичных и нерациональных поступков3.

Не стоит забывать и о связанных с детской психологической травмой телесных последствиях у взрослых. Эмоциональные потрясения и постоянные переживания, если их вовремя не снять, способны довести до физических болезней.

Как проработать детские травмы

Как показывает практика, самостоятельно избавиться от последствий детских травм нелегко — нужна помощь специалиста. Он сможет выяснить, что именно стало причиной детской травмы. Затем моделирует негативную ситуацию, чтобы человек вспомнил, чем она сопровождалась. После этого специалист дает советы, как изменить отношение к пережитому.

Для лучшего эффекта стоит подходить к избавлению от вредного психологического груза комплексно. Специалист может предложить сразу несколько методик, приемов и практик, способствующих нормализации психического состояния, а также назначить специальные препараты, которые способны помочь избавиться от негативных последствий, пережитых в детстве стрессовых ситуаций. Таким средством может быть Тенотен. Он действует по ряду направлений:

  • снимает тревожность и успокаивает, при этом не вызывая сонливости, снижения тонуса и двигательной активности, это позволяет быстрее восстановиться после пережитых психологических травм;
  • способствует уменьшению раздражительности, что также влияет на восстановление;
  • помогает лучше переносить стрессы и психоэмоциональные нагрузки, что полезно при анализе психологических травм детства, которые могут быть основаны на очень неприятных воспоминаниях.

Инструкция по применению рекомендует принимать Тенотен 2–4 раза в день между едой. Таблетки не глотают, а держат во рту, пока не растворятся. Курс лечения длится от 1 до 3 месяцев. Через полгода по назначению специалиста его можно повторить. Противотревожный препарат не снижает концентрацию внимания и не приводит к заторможенности, поэтому его можно принимать во время работы или управления транспортным средством.

Список литературы:

  1. Русских Н.И.К вопросу о психической травме в детском возрасте. Известия Иркутского государственного университета. 2014.
  2. Серёгина И.Н.Школьная психотравма — способы первичной психологической помощи. Народное образование. №3 2014; С. 230-236.
  3. Петрова Е.А. Детские психотравмы: проблема отсроченного влияния на личность человека. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2014.