В середине прошлого века физиолог Ганс Селье реабилитировал стресс в глазах людей. Оказалось, что это состояние помогает нам адаптироваться к жизни. Стресс — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
В момент травмирующего события в кровь выбрасывается адреналин и кортизол (который называют еще гормоном стресса). Сосуды сужаются, давление повышается, сердце бьется чаще, кровь приливает к мышцам. Обостряются слух, обоняние. Повышается скорость мышления. Все второстепенное отпадает, а важное выходит на первый план. В этом состоянии человек способен сделать то, что никогда не делал. Например, тихая домохозяйка может перепрыгнуть трехметровый забор или решить теорему Ферма, если от этого будет зависеть ее жизнь или жизнь ее детей. Этот механизм известен многим бизнесмена или людям творческих профессий, которые фактически специально создают для себя стрессовые условия, чтобы прийти к неординарным решениям.
Американские психологи Томас Холмс и Ричард Раэ разработали шкалу стресса, которая наглядно показала, что ввести нас в состояние стресса могут как положительные так и отрицательные события. Смерть супруга и развод предсказуемо набирают больше всего баллов (100 и 73 соответственно). А вот по мере продвижения к единице встречаются сюрпризы. Так вступление в брак для людей практически такой же стрессовый фактор как и увечье (50 против 53 баллов). И более травмирующее событие, чем смерть друга (37 баллов). Стрессовыми оказались и такие радостные события, как беременность (40 баллов), рождение ребенка (39), выдающиеся личные достижения (28), поступление в вуз (26) и отпуск (13 баллов). Так что стоит еще раз послушать Ганса Селье, который говорил: «Не надо боятся стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять».
Изначально, Ганс Селье стремился не употреблять слово стресс в своих работах, вместо него он использовал словосочетание «адаптационный синдром». Этот синдром проходит три стадии: фаза тревоги тревоги и мобилизации, фаза сопротивляемости и фаза истощения. И если первой соответствует всплеск энегии, то последней — полное истощение организма, вплоть до смерти. Мы боимся двух моментов. Того, что сил организма не хватит, чтобы справиться с травмирующими событиями на первых двух стадиях и мы будем истощены третьей. Или, что стресс будет изначально таким сильным и негативным (Селье называл его дистресс), например, вызванный смертью близкого человека, что мы не сможем адаптироваться к изменениям, им вызванным.
Все мы обладаем разной степенью чувствительности. Одни способны в буквальном смысле слова умереть от счастья (см шкалу Холмса-Раэ), другие считают, что все что не убивает — делает сильнее. Но сколько бы рессурсов не было заложено в каждом из нас, важно бережно их расходовать. И при нарастающем давлении (а слово стресс переводиться именно как давление) найти в себе смелость расслабиться, применить одну из антистрессовых методик и взглянуть на ситуацию с другой стороны.