Испытательный срок — настоящий тест на стрессоустойчивость, с помощью которого проверяют не сколько профессиональные качества, сколько возможность ужиться в отдельно взятом коллективе. Вот несколько простых правил, которые помогут снять стресс, притупить чувство тревоги и стать своим в новой компании.
Есть ли в компании дресс-код и как строго его нужно соблюдать? Как принято общаться с руководством и подчиненными, стоит ли, например,называть всех по имени отчеству и заранее записываться на прием или в ходу обращение на ты и политика открытых дверей? Ходят ли все на обед вместе или каждый ест когда и где ему удобно? Ответы на все эти вопросы очень важно получить в первые пару дней. В одних компаниях каждому новичку выдают наставника, который рассказывает об основных правилах. В других — эту науку нужно будет постигать самостоятельно. Главное заключается в том, что даже самый профессиональный сотрудник не вписавшийся в корпоративную культуру компании не сможет эффективно работать. И уж точно не избежит стресса.
Если вам не нравится то, что вы услышали или увидели, не думайте, что вам удастся быстро изменить ситуацию. Поговорка про свой устав и чужой монастырь все же не на пустом месте возникла. Поэтому вспомните, испытательный срок назначен не только для вас, но и для работодателя и напишите заявление об уходе. Если же существующие в компании правила не вызывают в вас отторжения, то переходите ко второму этапу.
Итак, вы усвоили правила компании и теперь готовы показать на что способны. Первое, что стоит сделать, — задать своему непосредственному руководителю ряд уточняющих вопросов. Главный из которых, какого результата он ждет от вас по истечении испытательного срока? Попытайтесь получить как можно более детальную инструкцию, чтобы выдать желаемый результат. Не стремитесь на этом этапе произвести революцию, и предлагать вместо работы над отчетом отвезти весь отдел в загородный дом отдыха для поднятия корпоративного духа. Никто не спорит, что хорошо мотивированные на результат, дружные сотрудники — а такой отдых может сплотить коллектив — добиваются лучших результатов в более короткие сроки. Но на данном этапе от вас ждут четкого выполнения задач. Не забывайте задавать вопросы коллегам и при необходимости просить о помощи. Обязательно благодарите их и будьте готовы оказать ответную услугу, даже если в момент обращения вы очень заняты. Помните, что в основном люди увольняются потому, что не смогли найти общий язык с коллегами.
Беря нового сотрудника, особенно на ответственную позицию, работодатель рискует. Он не знает, каков будет результат его деятельности, испытывает чувство тревоги. Оно может выражаться в гиперопеке, когда начальник постоянно предлагает свои варианты, а вам остается только исполнять, не понимая, зачем вас брали на работу. Или в гиперконтроле, когда каждый день вы тратите несколько часов на отчеты о проделанной работе. Снять чувство тревоги (работодателя) и снизить раздражительность (свою) можно имея четкие план действий с четким пониманием, где вы находитесь и в каком месте будете находиться завтра, через неделю или через месяц. Сроки зависят, конечно же, от масштаба задач, но чем детальнее будет прописана работа, тем проще будет убедить начальство, что все идет по плану. Здесь важно не строить «потемкинские деревни» на бумаге, уметь объяснять неудачи и способы выхода из них. Помните, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А сотрудник, умеющий находить выход из сложной ситуации ценится едва ли не больше того, у кого все идет гладко.
И вот наступил момент, когда вы сделали то, что от вас ожидали. Увеличили продажи на 15%, расширили клиентскую базу на 20% или сократили расходы на 10%. Теперь, настало время выступать с рационализаторскими предложениями. Если вам с самого начала было понятно, что компании нужно перестать торговать только носками и нужно добавить в портфель еще и чулки или что пять продавцов с хорошей компенсацией будут работать лучше десяти — с плохой, то самое озвучить свои предложения. Вы уже показали себя ответственным сотрудником, на которого можно положиться, и к вашим словам прислушаются.
Безусловно, сложно будет избежать стресса в первые недели, проведенные на новой работе. Многое будет новым и необычным, а вот старых, наработанных связей, в том числе и дружеских — не будет. Специалисты советуют в приступах ностальгической хандры вспоминать плохие моменты прошлой работы — например, более низкую зарплату и делать акценты на положительные в новой — например, близость от дома или центра города. Вместе с правилами социализации, о которых мы рассказали выше, эта уловка поможет быстрее адаптироваться в новом коллективе.