Ответы на вопрос

школа

15:16

Ребенок не желает читать и делать домашнее задание. В школу ходит с неохотой, хотя проблем ни в самой школе/классе, ни с учителями/детьми нет. И на методы проведения уроков нравятся. Голова светлая, схватывает на лету, может учиться на 5, но желания и мотивации нет. Кое как перешли в 4 класс. Что мне делать?

Ответы наших психологов

Здравствуйте, Елена Анатольевна! В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь. Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится. Поэтому, поинтересуйтесь какое отношение у Вашего ребенка к своим преподавателям, интересны ли они для него. Возможно, будет хорошо найти репетитора по его вкусу по наиболее важным предметам. И помните, сейчас для ребенка наиболее важна личность преподавателя. Если возможности для наличия репетитора нет, возьмитесь выполнить эту часть работы за них. Вызывает трудности точные науки, например, идите в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарии). На практике рассмотреть те или иные явления. Если Вашему ребёнку никак не удаётся прочесть заданную в школе книгу, сходите на спектакль по этому произведению, посмотрите фильм вместе. Главное, занятия должны вызывать интерес и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Поддерживайте ребенка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при нем, что Вам не интересна Ваша работа или, что она каторжная. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию их ребёнка. Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали. Для того, чтобы развить инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, умение принимать решения, решительность, Ваш ребенок обязательно должен участвовать в принятии семейных решений за большим круглым столом. Например, куда поехать отдыхать в отпуске, по поводу крупных покупок и т.д. Необходимо выслушать все точки зрения в семье, в том числе и его, а потом совместно принимать решения. Так он на практике узнает, как нужно принимать решения, и как они важны в жизни. Старайтесь всегда поощрять стремление проявить инициативу. Если у Вашего ребенка в голове созрел проект - старайтесь поддержите его. Инициатива вырастает из интереса. Чем больше в этом мире интересов у Вашего ребёнка, тем меньше места для лени в его жизни. Интерес стимулирует активность и инициативу. Помогите ему научиться ставить перед собой цели и достигать их. Допустим, у него появилось желание научиться играть на гитаре. Пусть поставит и сформулирует цель «Научиться играть на гитаре». Цель всегда формируется с участием глагола, ведь она связана с действиями. Чтобы действовать - нужно планировать. И даже, если в Вашей семье принято действовать спонтанно, для того, чтобы ребенок был активным и волевым, необходимо научить его планировать. Планировать обучение игры на гитаре, планировать свой день – завести тетрадку и писать там план на каждый день, планировать повышение успеваемости. Анализировать полученный результат, что удалось, а что нет. Важно, чтобы он отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Начните с того, что давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные. Возможные переживания по поводу, например, неразделённой любви, от школьной неуспеваемости, – всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Проявляйте чуткость, приглядываться к своему взрослеющему ребенку и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных делах и трудностях. Лень одолеть можно. Важно, чтобы не ленились и Вы, а прилагали все усилия, чтобы помочь своему ребенку преодалеть это очень тяжелое для него время. Поверьте, Вы получите в результате гораздо больше - добрые, искренние, открытые и дружеские отношения в будущем! Помните, ему сейчас очень трудно, он нуждается в Вашей помощи и поддержке! Удачи Вам!

Доброго времени суток, Елена Анатольевна! Нужно принять тот факт, что безусловного авторитета, которым Вы пользовались у своего ребенка, больше нет и никогда не будет. Мнение группы ровесников для подростка значит больше, чем мнение родителей. Вам необходимо понять, что подростковость - это особое временное состояние. Подросток часто совершает поступки, которые совершать не хочет. Понять, что подросток не перестал Вас любить, просто он не хочет и уже не может проявлять свою любовь по-детски, а по-другому еще не научился. Также необходимо разделить доступное Вашему наблюдению поведение подростка не имеющее к вам непосредственное отношение, и действия подростка в прямую затрагивающие Ваши интересы. Например: то что он поздно приходит домой - это факт его жизни, а то что после позднего возвращения включает музыку и мешает Вам спать - касается вас непосредственно. Как вариант можно использовать прием обмена ролями - вы совершайте экстравагантный поступок, который заставляет вашего ребенка взять на себя роль "обеспокоенного контролера". Вам нужно понять самой и дать понять ребенку, что Ваша жизнь не сводится к отношению с ним. У Вас есть свои интересы и желания. Заняться собой, своим здоровье, личностным развитие. Это сделает Вас интересной для Вашего ребенка, а здоровье Вам еще понадобиться, т.к. его переходный период закончится еще не завтра. Каждая мать находится в сильной эмоциональной зависимости от своего ребенка и очень тяжело переживаете его первые шаги в самостоятельную жизнь. Никогда не ставьте свое здоровье в прямую зависимость от поведения своего ребенка (если ты не будешь делать то и то, то мне будет плохо), т.к. это будет очень морально тяжело для него и не приведет в конечном итоге к желаемому результату, а наоборот вызовет дополнительную агрессию к Вам. Старайтесь придерживаться в общении с подростком рекомендаций по уверенному поведению: 1. Если Вы хотите в чем-либо отказать оппоненту, скажите ему ясно и однозначно «нет»; объясните, почему Вы отказываете, однако, не извиняйтесь слишком долго. 2. Отвечайте без паузы - так быстро, как только это вообще возможно. 3. Настаивайте на том, чтобы с Вами говорили честно и откровенно. 4. Просите пояснить, почему Вас просят о чем-либо, чего Вы не хотите делать. 5. Смотрите на человека, с которым Вы говорите. Следите за его невербальным поведением: есть ли какие-либо признаки неуверенности в поведении партнера (руки около рта, бегающие глаза и т.п.). 6. Если Вы злитесь, то дайте понять, что это касается поведения оппонента и не затрагивает его или ее как личность. 7. Если Вы комментируете поведение другого, используйте речь от первого лица - местоимение «Я»: «Если ты ведешь себя, таким образом, то Я чувствую себя так-то и так-то...». По возможности предлагайте альтернативные способы поведения, которые, по Вашему мнению, будут лучше Вами восприняты. Для этого существует формат «Я-сообщения». 8. Хвалите тех (и себя в том числе), кому, по Вашему мнению, удалось вести себя уверенно (независимо от того, достигнута цель или нет). 9. Не упрекайте себя, если вы были неуверенны или агрессивны. Попытайтесь вместо этого выяснить, как Вы можете поступить вместо этого в подобных ситуациях в будущем. В случае конфликтных ситуаций ни в коем случае не нужно на него кричать. Во-первых, это лишь подливает масла в огонь, добавляя новые обиды. Во-вторых, кричащий человек теряет большую часть своей силы и, конечно, очки авторитета. Когда на Вас кричат, Вам не хочется слушать. Обычно Вам хочется кричать в ответ. Разорвите этот круг. Попробуйте дать ему чуть больше свободы воли, позвольте делать ему то, что захочется и не требуйте многого. Это не значит пустить на самотек его воспитание. Это значит лишь направлять, а не указывать. Объясните ему, что он уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно принимать какие-то решения, но и за последствия этих решений он будет отвечать тоже сам. И главное, дайте ему попробовать, пусть это не будет лишь Вашими словами. Предложите ему выбрать какое-нибудь занятие по душе вне школы и дома. Не важно, будут ли это танцы или же рисование. Важно, чтобы выбор сделал он сам. Не настаивайте на чем-то конкретном. Если он начнет куда-то ходить и бросит, не давите на него. Быть может он не сможет выбрать сразу и захочет попробовать что-то другое. И главное, покажите ему, что Вы любите его таким, какой он есть. Но не в форме «мы все для тебя делаем, а ты так себя ведешь», иначе он будет считать, что недостаточно хорош для Вашей любви. Терпения Вам!

Предыдущий вопрос Следующий вопрос