Ответы на вопрос

Сложный ребенок

13:01

Здравствуйте. Я учитель начальных классов, многолетний опыт работы. Сейчас вновь дали первый класс. Там очень сложный ребенок - делает что хочет (может выйти без спроса из класса), не дает работать ни мне, ни другим ученикам. Настроен довольно агрессивно, ругается. Большая проблема в том, что такое поведение поощряет мама - считает его "лидером класса". Понимаю, что такое поведение заложено именно семьей. Родители на контакт не идут, даже к директору. Не могли бы вы подсказать, как действовать в данной ситуации? Какой способ взаимодействия именно с ребенком без вовлечения в это родителей? Спасибо.

Ответы наших психологов

Здравствуйте, Нателла Маратовна! Спасибо за интереснейший вопрос. Сейчас таких детей довольно много: они не считают ни нужным, ни возможным подчинять свое неуемное "хочу" объективному "надо". И так, что делать? Первый способ взаимодействия: умеренное игнорирование. Попытайтесь пересмотреть формат своих реакций на этого ребенка: уберите эмоции, говорите с ним ниже и тише, чем Вы привыкли говорить обычно, не подходите к нему близко, смотрите в глаза, не контактируйте с ним больше 15 секунд единовременно. При этом нельзя его исключать из контекста социума. Поощряйте его тем же тоном, каким и порицаете. Все должно быть одинаково. Говорите минимум слов. Второй способ: поощрительно-порицательная политика. Он ждет от Вас похвалу? Думаю, что не очень. Найдите возможность его за что-нибудь похвалить. Он будет удивлен. Сделайте это по методике, описанной мной выше. Похвалить можно как публично, так и тет-а-тет. Начните со слов "я удивлена". Вообще, в беседах с родителями, с самим "героем", Ваша основная мысль должна выглядеть и звучать так: «ты хороший, но ведешь себя и поступаешь плохо!». Давайте и ребенку, и родителям понятие о положительных моментах, тенденциях, эпизодах. Из всего этого складывается неплохая педагогическая концепция. Есть и частные приемы. Например, проактивная позиция: давайте ему задания, чуть сложнее, чем он может выполнить. Можно попробовать переключение на положительный опыт: напоминайте ему моменты, в которых он проявил себя хорошо. Иронизируйте – т.е. можно и пошутить. Но это не высмеивание в обидном виде, а именно иронизирование: "Ну кто же, как не "Вовочка", может так потрясающе красиво изрисовать классную доску". Вот, примерно так. Это ни в коем случае не должно звучать зло! Вообще, в целом, прячьте свои истинные эмоции от детей. Они этого не любят и сразу понимают все Ваши болевые точки. Попробуйте действовать по этой схеме. Всего Вам доброго!

Здравствуйте, уважаемая Натэлла Маратовна! К сожалению, количество детей с подобными нарушениями поведения в начальной школе растет. И дело тут не только в семейном воспитании! Часто подобные нарушения поведения это проявление незрелости нервной системы, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, реакций протеста, связанных с последствиями осложнений беременности или травматичных родов. Действительно, родители часто принимают нарушения поведения за "лидерство" или "упрямство" и своими поощрениями закрепляют это поведения, что рано или поздно приводит к школьной дезадаптации. О том, как влияет ребенок на атмосферу в классе или работу учителя, какие последствия и сложности возникнут в будущем, родители не задумываются. Требуется огромное терпение, чтобы наладить взаимодействие с такими "сложными" детьми. Существует несколько правил. Во-первых, разговаривать с ними тихо, спокойно, понижая голос. Чем более взбудоражен ребенок, тем тише надо говорить. Старайтесь при этом взять его за руку, положить ладонь на плечо или погладить по голове. Часто такое доброе прикосновение успокаивает. Посмотрите, как он реагирует на "глазной контакт". если хорошо, то смотрите доброжелательно ему в глаза. Если нет - смотрите на губы или лоб. Во-вторых, спокойно игнорируйте неправильное поведение. Установите четкие границы. Например, "Когда ты в следующий раз захочешь выйти из класса, надо дождаться звонка или попросить разрешения". Можно наедине сказать ему: "Когда ты без спроса выбегаешь, другие дети над тобой смеются". В-третьих, поощряйте правильное поведение (иногда даже авансом). Например, после урока скажите ему: "Ты молодец! Сегодня так хорошо работал (или спокойно сидел). Горжусь тобой". Поручайте ему следить за порядком, когда Вы выходите из класса. Давайте “особые” поручения, сопровождая их словами: "Только ты сможешь это сделать. Только ты справишься." А потом хвалите. В-четвертых, поговорите со школьным врачом и психологом, чтобы они побеседовали с мальчиком и выяснили, не требуется ли в данной ситуации специализированная коррекция и медикаментозное сопровождение. Удачи Вам в вашем непростом труде!

Предыдущий вопрос Следующий вопрос
Комаров Дмитрий
и Панюкова Ирина
Задай вопрос сразу двум психологам и выбери с кем продолжить общение

ТЕНОТЕН

спокойствие
и работоспособность
одновременно
Подробнее