Ответы на вопрос

Адаптация к детскому саду.

21:09

Здравствуйте. Моему ребенку 3 года, мы пошли в детский сад, ходим до обеда 4 день.Первый день пошел без слез - заинтересовался новыми игрушкам, несколько раз спрашивал у воспитателя где папа-мама. На второй день заходить в группу отказался, воспитатель взяла его на руки и с истерикой занесла в группу, в этот же день ребенок во время сна (дневного и ночного), плакал и кричал где мои папа-мама, разбудили успокоили. С того дня стал плохо спать и периодически говорить мне что любит, стал просить меня чтобы я его чаще обнимала. В садик идет без истерик, но уже в раздевалке начинает плакать и обнимать меня. Вчера находилась с ним в группе, он был спокоeн, с детьми принимал участие в общих играх и занятиях, все время оглядывался на меня, но указания воспитателя выполнял. Я вижу что ребенку страшно, он боится что его не заберут, боится что его оставят. Воспитатель против чтобы я находилась в группе, а я не знаю как правильно поступить. Ребенок у нас с мужем поздний (мне 34, мужу 37) и очень долгожданный. Мы никогда не обманываем ребенка и стараемся ему все объяснять (в доступной для него форме и выдавая только ту информацию которая ему будет понятна), я не могу оставлять его в саду через слезы, мне кажется что правильней будет ребенка успокоить, объяснить что мама придет а потом уже отправлять в группу. Время у меня есть и я готова сидеть в раздевалке с ним столько сколько потребуется, чтобы он зашел в группу без слез и сам того желая. Я объясняю ему почему мы отводим его в детский сад и что мама обязательно заберет его после того как он пообедает. Воспитатель придерживается другого мнения, что ребенка надо приводить и оставлять, а они сами его успокоят. Я понимаю что рано или поздно он все равно адаптируется, но мне нехотелось бы чтобы он чувствовал себя брошенным и напуганным. Повторюсь у меня есть время и возможность водить его в сад в любое время находится с ним там столько сколько потребуется чтобы он успокоился. И да, ребенок был окружен гиперопекой, я очень редко оставляла его с бабушками дедушками, но в целом он очень спокойный, вежливый и послушный, развит по возрасту, хорошо разговаривает, правда упрямый, но я эту его черту не поддерживаю и на поводу его упрямства никогда не шла. На улице всегда с удовольствием играл с детьми. Психологический климат в семье благоприятный. Мужа отпускает на работу спокойно, хорошо остается без родителей с любыми родственниками (в том числе и с теми с кем мало общался), а вот в саду не хочет...Помогите нам пережить период адаптации правильно и комфортно. Спасибо.

Ответы наших психологов

Здравствуйте, Оксана!
Каким бы общительным не был ваш ребенок начало детсадовской жизни - это смена привычного ритма и это часто сопровождается у ребенка стрессовым состоянием. Как и любой взрослый человек, проведя день в суете и шумной обстановке, скорее всего, почувствует усталость, головную боль и желание уединиться. А ваш ребенок в этих условиях пребывает от 6 до 11 часов. В саду особо не покапризничаешь, никто его так не пожалеет и не выполнит любую просьбу, как это сделает вы, приходится сдерживаться, а то и выслушать порицание. Зато уж дома все, что накопилось за день, выплескивается через край. Вот здесь и нужно ему помочь.

Начните с наблюдения и анализа, узнайте у воспитателя в саду, как именно ведет себя ваш ребенок во время коллективных игр, во время обеда, дневного сна. Если он в саду малоактивен, предпочитает одиночество играм со сверстниками, а вечером превращается в очень активного или капризного ребенка, необходимо создать условия для снятия напряжения, выслушать все, что он будет вам рассказывать, исключить любую возможность для нового возбуждения. Если же в саду он носится, как заведенный весь день и, приходя домой, не может нажать на тормоз. Тогда нужно обеспечить постепенный выход энергии, направив ее в нужное русло. Продумайте вечер так, чтобы в нем нашлось место и местным делам, и суждению прошедшего дня, и возможности побыть в одиночестве.

Ничто не снимает напряжение у ребенка, как игра. С ее помощью можно снять стресс, дать выход негативной энергии, успокоиться. Но любая игра должна строиться по правилам. Для вас они следующие:

1. Прислушивайтесь к своему ребенку и если он не настроен играть – не настаивайте. Возможно он так устал, что предпочтет игре чтение книжки.
2. Игра перед сном должна быть спокойной, исключающей крики и беготню. Лучше, если это будет кукольный спектакль, собирание мозаики, рисование, лепка.
3. После детского сада по возможности совершите прогулку на воздухе, обсудите прошедший день, если есть повод для серьезного разговора – лучше это сделать сразу после сада, чтобы ребенок не томился в ожидании «разбора полетов» весь оставшийся вечер.
4. Чтобы не перегружать и так уставший за день детский мозг, лучше, если вечером в детской не будет включаться телевизор, а так же будут исключены компьютерные игры. Исключением может стать «Спокойной ночи, малыши».
5. Хорошим помощником могут стать игры в ванной. Они помогут спокойно отойти ко сну. Можно взять с собой в ванную кораблик, пускать мыльные пузыри, постоять под дождиком из душа, просто переливать воду из формочки в формочку.
6. После водных процедур можно сделать легкий массаж под тихую инструментальную музыку или, например, звуки природы, прочесть ребенку пару страниц любимой сказки, поцелуйте, пожелайте «Спокойной ночи».
Вселяйте ребенку уверенность в том, что после напряженного рабочего дня в саду, дома его ждут родные, которые поддержат и поймут, согреют заботой и лаской. Эта уверенность поможет ему провести в детском коллективе долгие 8 часов и научит быть устойчивым к стрессам.
Всего вам наилучшего!

Доброго времени суток, Оксана!

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие: около недели - забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
Родителям можно побыть в группе вместе с ребенком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с ними игрушки), помогает освоиться в новой обстановке.
В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам.
Создайте спокойный, бесконфликтный климат для малыша в семье. Щадите ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему, - на время прекратите походы в цирк, театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
Не реагируйте на выходки своего чада и не наказывайте за капризы. Когда малыш будет не в садике, постарайтесь уделять ему максимум внимания и заботы. Помните, что ни один садик в мире не заменит Вашему ребенку семью и самого любимого и дорого человека в мире – маму.
Победить "сцены" помогут "ритуалы"
"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит "спасибо" и "пока-пока";
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Успехов Вам!

Предыдущий вопрос Следующий вопрос
Комаров Дмитрий
и Панюкова Ирина
Задай вопрос сразу двум психологам и выбери с кем продолжить общение

ТЕНОТЕН

спокойствие
и работоспособность
одновременно
Подробнее