Ответы на вопрос

ОНР

18:06

Ребенку 3,5 лет, совсем не говорит. На комиссии поставили ОНР, это психическое заболевание?

Ответы наших психологов

Наташа, здравствуйте!
Традиционно принято считать, что общее недоразвитие речи, это такой вид речевого нарушения, при котором у детей обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, наблюдается нарушение формирования всех составных частей языковой системы: звуковой стороны речи (фонетики) а также смысловой (лексики и грамматики).
Это не психическое заболевание и нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с ребенком будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где он получит знания об окружающем их мире, приобретет разнообразные умения и навыки, что, несомненно, поспособствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.
Успехов вам и здоровья!

Доброго времени суток, Наталья!

ОНР - общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
— позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
— речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
— экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;
— речь детей с ОНР малопонятна (I,II уровня развития речи по Р.Е.Левиной).
Перед тем, как устанавливать диагноз, Вы посещали логопеда и лора? Логопед с помощью простых тестов должен определить, насколько речь малыша соответствует его умственному развитию. Лор при осмотре определит, не вызвана ли задержка речи проблемами со слухом или артикуляционным аппаратом (например, короткая подъязычная уздечка). Для этого он осмотрит ротовую полость малыша и сделает аудиограмму (проверка слуха).
Возможно, когда Вы вышли на работу и стали меньше времени уделять ребенку, он испытал настолько сильный стресс, что замкнулся в себе. Задумайтесь над тем, как Вы общайтесь с с ребенком. Вы читаете ему перед сном? Разговаривайте на разные темы? Возможно в семье разговаривают на 2х языках и это тяжело для ребенка.
Как сейчас вообще Ваш ребенок реагирует на взрослых? Смотрит ли он им в глаза, обращается ли к ним за просьбой, поддержкой, если что-то не получается, выполняет ли их просьбы? Возможно произошла задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Важно вернуть в отношения с ребенком эмоциональный контакт: обязательно гладьте его по голове, прижимайте к себе, держите за руку, старайтесь положительно оценивать его действия, и конечно уделяйте ему больше времени, если это возможно. Ниже я приведу достаточно простые упражнения, которые Вы уже сейчас можете начать делать с Вашим ребенком:
Упражнения на мелкую моторику рук.
"Скатай бумажный шарик". У кого ша­рик получится более плотный, тот и вы­играл. "Виражи" Игра начинается с того, что вы рисуете дорожки разной формы, на одном конце которой машина, корабль, ракета, какое-нибудь животное, а на другом конце – гараж, пристань, дом. Задача игрока, управляющего транспортным средством, – как можно быстрее добраться до дома: т.е. карандашом, не отрывая руки, прочертить путь по изгибам дорожек, не пересекая и не касаясь их. Внимание ребенка обращается на том, что дорожка не простая, нужно быть внимательным, осторожным. Можно засекать время передвижения с помощью секундомера. Это поможет вам и ребенку уменьшить время на выполнение задания, следить, насколько успешно продвигается освоение навыка.
"Кошачьи коготки" В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово "солнышко", то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово "мышь", то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.
"Бег пальчиками" . Пускай большой и указательный пальчики «побегают. Для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так "бегать" в обычном темпе. Можно устроить соревнование.
Упражнения на развитие внимания.
"Зеркало" . В этой игре один игрок (ребенок) будет зеркалом, то есть будет повторять все движения стоящего напротив взрослого. Водящий делает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Ребенок повторяет их в точности, с такой же скоростью.
"Замена" В предыдущую игру добавляется одно условие: если взрослый приседает, ребенок должен подпрыгнуть, если подпрыгивает - присесть. Остальные движения копируются.
"Запрещенное движение" Сначала взрослый и ребенок договариваются о том, какое движение будет запрещенным. Затем начинается игра, и ребенок повторяет вслед за взрослым все движения, кроме одного. Как только он видит, что взрослый сделал запрещенное движение, то ни в коем случае не повторяет его, а хлопает один раз в ладоши. Если игрок "попадется" (то есть сделает запретное движение) три раза, то он считается проигравшим, и игру можно начинать заново.
"Цветочный волчок" Каждый ребенок выбирает для себя название какого-то цветка (колокольчик, ромашка, роза..).Ведущий запускает волчок, затем выкрикивает название цветка: - Ромашка! - Я! - отзывается "Ромашка" и быстро подкручивает волчок. Подкрутив, выкрикивает название следующего цветка. Кто не успел отозваться или у кого упал волчок - выходит из игры.
"Все наоборот". Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания. Затем задания меняются. Услышав "Быстрей!" - дети должны замедлить темп, "Медленней!" - напротив, убыстрить его, "Тише!" - хлопать и топать как можно громче, "Громче!" - хлопать и топать как можно тише.
"Летает – не летает". Если взрослый называет кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то ребенок должен поднять руки и громко сказать: «Летает!» Если называется нелетающее животное, например, лев, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
Безусловно, чтобы справиться с ОНР наиболее эффективно комплексное лечение:
1. Логопедические занятия: специальная система логопедических занятий, способствующих развитию речи у детей с моторной и сенсорной формой А. Необходимы систематические занятия
2. Логопедический массаж: массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в произнесении звуков. Проводится специальными зондами и способствует нормализации тонуса речевых мышц для облегчения звукопроизношения. Необходим детям с моторной и сенсомоторной А. Проводится курсами по 8-10 сеансов.
3. Медикаментозная терапия ноотропами: для улучшения речи неврологом назначаются препараты улучшающие кровоснабжение головного мозга и активизирующие работу нейронов.
Удачи Вам и здоровья Вашему ребенку!

Предыдущий вопрос Следующий вопрос
Элония Лаврёнова
и Олег Иванцов
Задай вопрос сразу двум психологам и выбери с кем продолжить общение

ТЕНОТЕН

спокойствие
и работоспособность
одновременно
Подробнее