Ответы на вопрос

тревожные мысли

10:10

здравствуйте! муж уехал в длительную командировку, поэтому мне после тринадцатилетнего перерыва пришлось сесть за руль. Очень боюсь ездить! Чувство тревоги не покидает меня и ночью.Понимаю, что с опытом пройдет и беспокойство, но как быть сейчас?!

Ответы наших психологов

Здравствуйте, Марина!
Как и в случае большинства других страхов, до определенной степени страх вождения - это нормальное явление, нормальная реакция психики, которая помогает мобилизоваться, сконцентрироваться на освоении действительно непростого навыка. Такой страх уменьшается с опытом, постепенно заменяется уверенностью в себе в процессе управления машиной.
Как и в случае других фобий, автофобия эффективно преодолевается курсом психотерапии, однако в легких случаях с ней можно справиться и самостоятельно.

Прежде всего необходимо разобраться в том чего именно вы боитесь. Это может быть страх, например, сбить пешехода, нанести вред здоровью, стать причиной аварии. Бывает, что страх нанести кому-либо повреждение отсутствует или не так значим, а на первом плане страх совершить ошибку, «заглохнуть» и стать предметом критики и насмешек окружающих. Иногда страх бывает вызван неправильным поведением инструктора, когда он теряет терпение, кричит, критикует или "покалывает". Это может оказать «парализующее» . Что можно делать:

Начиная обучение – сформулируйте себе, зачем вам это. Какие выгоды вы получите, ради чего тратить время и деньги на обучение. Цель должна быть сформулирована конкретно – получить работу, в чем преимущества, независимость от окружающих, повысить комфортность перемещения по городу, реализовать свои мечты о путешествиях и т.д. Если вы однозначно убедились, что вам это необходимо справиться будет легче.
Помните, что все когда-то начинали и все ошибались. В том числе и те, кто сейчас нервно реагирует на ваши ошибки. Они либо искренне забыли об этом (есть такое свойство у человеческой памяти, особенно это касается мужчин) либо возмущаются, потому что в настоящий момент испытывают потребность быть выше, «круче» кого-то, иначе говоря, внутренне неуверенны в себе. В любом случае это – их проблемы, а не ваши.
Никто не хочет попадать в ДТП, так же как и вы. Соответственно, даже если вы делаете ошибку, все окружающие (более опытные) водители будут стремиться разрядить ситуацию на дороге. Впоследствии, да, могут высказать «пару ласковых», но через пять секунд об этом забудут, особенно если у вас есть знак «У». Есть некоторые личности, которые могут вести себя иначе – стремятся «научить», подрезать и т.д. В этом случае см. п.2. – это их психологические проблемы.
В любом случае – знать теорию и практику вождения необходимо. Это не высшая математика, миллионы и миллионы людей во всем мире это умение освоили, значит и вы сможете. Вы должны знать Правила, не только механически, но и их внутреннюю логику. Поверьте, они тщательно разрабатывались и человек, следующий Правилам, на самом деле сводит риск ДТП к минимуму.
Знайте типичные ошибки новичка: несоблюдение дистанции, рядности, движение не со скоростью потока, трогание с места и торможение, восприятие габаритов, учет погодных условий и т.д. Например, соблюдение простого правила – «держать свой ряд» сразу избавит вас от большинства нештатных ситуаций на дороге.
Исходя из этого – тщательно выбирайте инструктора. Он должен быть в первую очередь спокоен и уравновешен. В некоторых случаях лучше заплатить деньги, чем пользоваться «инструктажем» родных. Однако и уровень профессионалов бывает различным. Уделите этому особое внимание – учиться нужно в комфортных условиях. С инструктором лучше переездить, чем недоездить.
Никто не может сразу научиться контролировать приборы, дорожные знаки, ситуацию на дороге, при этом переключать скорости и действовать педалями. Однако постепенно эти умения развиваются и опытный водитель едет так же, как идет пешком – на уровне автоматизма. Для новичка это кажется невозможным. Секрет в том, что все навыки тренируются постепенно. Как только навык освоен, присоединяется следующий. Дайте себе достаточно времени.
Обязательно ездите регулярно, даже если вначале вам и не хочется. Заранее планируйте, сколько времени вы потратите на тренировки и придерживайтесь плана. Чем регулярнее вы ездите, тем быстрее научитесь получать удовольствие от вождения. Как только это произойдет, вас можно поздравить – вы водитель. Время и доброе отношение к себе - это залог вашего успеха!
Удачи вам!

Доброго времени суток, Марина!

Амаксофобия – это боязнь вождения, одна из самых распространенных фобий в мире. Количество людей, опасающихся сесть за руль машины весьма велико. Согласно различным исследованиям, двадцать пять процентов водителей, имеющих свои права, садясь за руль, испытывают некоторое душевное волнение. А сам процесс вождения оставляет у них легкий стресс. Психологическая причина возникновения этой фобии, заключается, как правило, в том или ином событии, которое сильно потрясло воображение человека, наградив его данной разновидностью фобии. Фактически это любая авария с серьезными последствиями, даже увиденная по телевизору. А тем более - в живую. А тем еще более - если сам человек был участником.
В зависимости от того, насколько сильно было пережитое потрясение, разнятся и симптомы амаксофобии. Суть в том, что обстоятельства на дороге могут не всегда зависеть от воли водителя, и именно подобные случаи и вызывают приступы страха перед вождением. Потому человеку, страдающему амаксофобией рекомендуется обратиться к психотерапевту, иначе можно спровоцировать серьезное ДТП на дороге.
Со своей стороны могу предложить Вам несколько упражнений, способствующих снижению уровня тревожности.
Упражнение 1.
Составьте перечень ситуаций, в которых Вы чувствуете себя тревожно или подавленно.
Необходимо подготовить Ваш диалог с самой собой, который Вы могли бы использовать в стрессовой ситуации. В диалог должны входить реалистические прогнозы ошибок, недочетов, отрицательных эмоций и пошаговые инструкции, как преодолеть эти проблемы. Диалог должен захватывать время до, в течение и после тревожащей ситуации.
Воспроизведите диалог вслух, затем воспроизводит в своем воображении. Например, можно записать этот диалог на плеер или написать на бумаге, которую необходимо читать, когда сталкиваетесь с реальной ситуацией.
В большинстве случаев это необходимо делать в течение по крайней мере шести недель.
Упражнение 2.
Мысленно представьте себе, что Вы выполняете вызывающую страх деятельность без каких-либо неприятных последствий.
Упражнение 3.
Составьте список мыслей, которые у Вас ассоциируются с источником тревоги.
Представьте, как в различных ситуациях, но без негативной эмоциональной реакции, у Вас появляются эти мысли.
Вам может понадобиться повторить опыт несколько сот раз, чтобы мысли больше не создавали условной реакции.
Упражнение 4.
1. Составьте список тревожных мыслей.
2. Разбейте мысли логически на составные части. Например, Вы думаете: «Я обязательно попаду в аварию, если сяду за руль автомобиля». Вы можете разделить «обязательно попаду» на множество различных оплошностей, например неправильно перестроилась в другой ряд, резко затормозила, поздно тронулась с места, не заметила сигнал светофора, не заметила знак и повернула в неположенном месте и т. д.
3. Представьте составные части своей мысли много раз. Убедитесь, что это не вызывает никакого дискомфорта.
4. Добившись отсутствия эмоциональной реакции, продолжайте достраивать мысль, приближаясь к ее первоначальной форме. Делайте это до тех пор, пока исходная мысль в целом не будет вызывать ни одной негативной эмоции. Еще один тип сформированного скрытого угасания варьирует не мысли, а вызывающие страх образы. Например, боязнь ездить в лифте можно расчленить на образы большего лифта, стеклянного, пустого, такого, что поднимает только на один этаж вверх, и такого, что поднимает на сорок.
Также Ваша фобия по проявлению сродни панической атаке, возникающей во время ожидания неприятной ситуации (боязнь возникновения страха). Вот, что можно еще предпринять для улучшения Вашего состояния:
1. Необходимо осознать, что Вы не больны и вашей жизни не угрожает опасность. Это не болезнь, а нормальная реакция испугавшегося организма, который приготовился то ли бежать, то ли бороться, ему сразу становится легче. После того, как вы это осознаете, приступы станут более редкими и менее продолжительными, а Ваше отношение к ним изменится.
2. Перестать бояться. Чем больше вы боитесь приступа, тем вероятнее то, что он наступит. Страх, привычка беспокоиться и концентрироваться на своем внутреннем состоянии — это путь к закреплению панических атак. Пресекайте такие мысли в самом начале.
3. Определить симптом и выявить проблему, ответив себе на вопросы:
• Вспомните, когда приступ паники случился впервые?
• Какие события происходили незадолго до этого момента? В какой жизненной ситуации вы тогда находились?
• В каких условиях атаки повторяются чаще всего?
• Что изменилось с возникновением и закреплением атак в вашей жизни (негативная сторона)?
• Что вы приобрели с возникновением и закреплением атак в вашей жизни (позитив, выгода)? Нужно понять, чем панические атаки вам помогают, тогда вы сможете от них избавиться.
4. Пути решения проблемы. Как только вы определили выгоды, которые несут для вас панические атаки, вы должны подумать, а есть ли средства для того, чтобы добиться этого другим путем?
5. Активные действия. Морально подготовьтесь к тому, что проблема, которая привела к приступам, обострится. Это необходимо, чтобы начать ее решать. Бесполезно бороться со следствием (приступами), не борясь с причиной (первоначальной проблемой).
Чем меньше времени прошло с начала возникновения и закрепления панических атак, тем легче обнаружить проблему, которая стоит за ними. И тем легче справиться с самими атаками.
Если приступы повторятся, это будет сигналом к решению новой проблемы. Человек постоянно попадает в стрессовые ситуации. Вам обязательно необходимо научиться видеть проблему и справляться с ней с пользой для себя и окружающих.

Не стесняйтесь задавать вопросы.
Здоровья Вам и уверенности в собственных силах.

Предыдущий вопрос Следующий вопрос
Комаров Дмитрий
и Панюкова Ирина
Задай вопрос сразу двум психологам и выбери с кем продолжить общение

ТЕНОТЕН

спокойствие
и работоспособность
одновременно
Подробнее