Ответы на вопрос

не могу справиться с дочкой

09:09

Доброе утро. У меня проблема, ребёнок никак не может нормально сесть за уроки. Всё время тянет. В классе всё делает хорошо, но дома начинаются проблемы в обучении: то простейший пример решить не может, то текст пересказать. Начинает ныть, слёз даже нет. Можем за уроками сидеть по 4! часа. Если забудет тетрадь или не успевает сделать уроки винит всегда в этом меня. А я всегда с ней нахожусь в это время. Выводит меня, начинаю на неё кричать. Уже сил нет, а ей 8 лет. Боюсь представить, что дальше будет.

Ответы наших психологов

Наталья, здравствуйте!
Хорошо бы сейчас внимательно разобраться в причинах такого отношения к урокам, ведь это происходит только дома, а в школе нет никаких трудностей, как вы пишите. Тогда можно предположить высокий тревоги ребенка по поводу уроков дома, поэтому здесь будет очень хорошо провести исследование у детского психолога, этот специалист обладает рядом методик с помощью которых можно выявить первопричину и тогда будет понятно как действовать дальше целенаправлено. Вы же в свою очередь, старайтесь чаще интересоваться ее жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите ее говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни и домашней, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций так приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей, т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ( «Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
Помогайте ей преодолевать тревогу – создавайте условия, в которых ей будет менее тревожно и тогда проблем в пересказе, запоминании не будет.
В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности – поиграйте вместе, обыгрывая через игру с куклами возможные трудные ситуации, м.б. ребенок сам предложит сюжет развитие событий, через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Попробуйте поиграть куклами с ней в делание уроков, пусть она будет мамой, а вы дочкой. В процессе игры вы сможите увидеть в чем заключаются ее трудности, как она видит что такое делать уроки с вами, что это для нее.
Не пытайтесь повысить ее работоспособность, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная ее ждет.
Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ( «нет худа без добра») – ошибки в контрольной –это важный опыт, ты понять, что нужно повторить, на что обратить внимание.
Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их и радоваться, беря это как опыт.
Учите ребенка ( и учитесь сами) расслабляться ( дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет, т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно!
Удачи вам и всего наилучшего!

Доброго времени суток, Наталья!

У Вашей дочери вероятно отсутствует мотивация к обучению. Подумайте с чем это может быть связано. Возможно ей не интересен процесс обучения или она не видит смысла в получении образования.
Когда мотивация к учебе пропала, для начало необходимо разобраться, что послужило этому причиной. Возможно, ухудшились отношения с одноклассниками. В этом случае, стоит либо попытаться их наладить, либо перестать обращать на это внимание. Если других вариантов нет, можно перейти в другой класс/ школу. Другой причиной потери мотивации может быть слабая вера в свои возможности. Когда теряешь веру в себя, появляется страх неудачи. И для многих выходом становиться просто не браться за какое-либо дело, ведь тогда не будет и неудач. Повышение мотивации в таком случае напрямую зависит от повышения веры в себя. Важно продолжать пытаться учиться не смотря ни на что, только тогда возможен успех. Мотивация может понизиться, когда скорость обучения не совпадает с ожидаемым темпом. Для решения этой проблемы необходимо разобраться в причинах и продумать свой собственный темп роста. Еще одним вариантом потери мотивации является отсутствие интереса к учебе. В этом случае необходимо разнообразить обучение. Возможно, это просмотр интересных фильмов и видеороликов, связанных с изучаемой темой или превращение процесса учебы в игру, главное представить учебу в другом, более интересном свете. Возможно, мотивация угасла по причине отсутствия получения удовольствия в процессе обучения. Такое происходит, когда чаще замечаешь свои неудачи, нежели успехи. В этой ситуации важно переключить внимание именно на маленькие успехи и радоваться любым промежуточным результатам.
Будьте терпеливы к Вашей дочери и все образуется!

Предыдущий вопрос Следующий вопрос
Элония Лаврёнова
и Олег Иванцов
Задай вопрос сразу двум психологам и выбери с кем продолжить общение

ТЕНОТЕН

спокойствие
и работоспособность
одновременно
Подробнее