Ответы на вопрос

Ребенок перестал говорить

11:11

у меня вопрос может быть не по теме, у меня проблема с ребенком. Нам 4 года. Разговаривать начал с 1,5лет, говорил даже небольшими предложениями. А потом я вышла на работу, когда ему было 2,5 и он перестал говорить. Молчит до сих пор. Не знаю, что с ним делать. Мне советуют подождать, что придет его время, разговориться. Но меня мучают сомнения. Если обращатся за помощью, то к кому?

Ответы наших психологов

Здравствуйте, Таисия!
Существует такое понятие как «регресс речевого развития». Это так называемый «шаг назад» в любом речевом периоде развития. И если это произошло, значит, есть на то причины: психические или соматические.
Причинами может быть: это сложный адаптационный период в детском саду или изменения в жизни ребенка, здесь может иметь значение ваш выход на работу.
Довольно весомая причина отказа от речи – это влияние инфекционного или соматического заболевания на ребёнка. Любое заболевание, особенно с повышением температуры может привести к регрессу речи. Здесь в зависимости, от того, сколько по времени болел ребёнок, будет зависеть восстановление его речевого развития.
Если произошла такая остановка в речевом развитии необходимо проконсультироваться с неврологом, детским психологом и логопедом.
Всего вам наилучшего!

Доброго времени суток, Таисия!

Я считаю, что 4 года - это уже значительный возраст для ребенка, и однозначно пора принимать меры, чтобы ему помочь начать разговаривать. Предполагаю, что речь может идти о задержке речевого развития. Для начала посетите детского невролога , логопеда и лора. Логопед с помощью простых тестов определит, насколько речь малыша соответствует его умственному развитию. Лор при осмотре определит, не вызвана ли задержка речи проблемами со слухом или артикуляционным аппаратом (например, короткая подъязычная уздечка). Для этого он осмотрит ротовую полость малыша и сделает аудиограмму (проверка слуха).
Возможно, когда Вы вышли на работу и стали меньше времени уделять ребенку, он испытал настолько сильный стресс, что замкнулся в себе. Задумайтесь над тем, как Вы общайтесь с с ребенком. Вы читаете ему перед сном? Разговаривайте на разные темы? Возможно в семье разговаривают на 2х языках и это тяжело для ребенка.
Стремительное речевое развитие, о котором Вы написали, в более раннем возрасте, тоже могло стать определенным барьером, так как когда речевое развитие детей дошкольного возраста сильно опережает все возрастные нормы и сроки, неокрепшая ещё нервная система не справляется с потоком информации, возникающим в связи с активным использованием речи. Ребёнок становится капризным, плохо спит, возникает тревожность и вялость – всё это симптомы перегрузки нервной системы. Такая ситуация часто усугубляется тем, что рано и хорошо говорящий ребенок становится предметом особой гордости родителей. Они постоянно с удовольствием разговаривают с ним, стимулируя тем самым речевое развитие больше и больше, демонстрируют успехи ребёнка всем друзьям и знакомым, что дополнительно нагружает нервную систему ребенка. Постоянная перегрузка - прямая дорога к неврозу.
Как сейчас вообще Ваш ребенок реагирует на взрослых? Смотрит ли он им в глаза, обращается ли к ним за просьбой, поддержкой, если что-то не получается, выполняет ли их просьбы? Возможно произошла задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Важно вернуть в отношения с ребенком эмоциональный контакт: обязательно гладьте его по голове, прижимайте к себе, держите за руку, старайтесь положительно оценивать его действия, и конечно уделяйте ему больше времени, если это возможно. Ниже я приведу достаточно простые упражнения, которые Вы уже сейчас можете начать делать с Вашим ребенком:
Упражнения на мелкую моторику рук.
"Скатай бумажный шарик". У кого ша­рик получится более плотный, тот и вы­играл. "Виражи" Игра начинается с того, что вы рисуете дорожки разной формы, на одном конце которой машина, корабль, ракета, какое-нибудь животное, а на другом конце – гараж, пристань, дом. Задача игрока, управляющего транспортным средством, – как можно быстрее добраться до дома: т.е. карандашом, не отрывая руки, прочертить путь по изгибам дорожек, не пересекая и не касаясь их. Внимание ребенка обращается на том, что дорожка не простая, нужно быть внимательным, осторожным. Можно засекать время передвижения с помощью секундомера. Это поможет вам и ребенку уменьшить время на выполнение задания, следить, насколько успешно продвигается освоение навыка.
"Кошачьи коготки" В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово "солнышко", то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово "мышь", то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.
"Бег пальчиками" . Пускай большой и указательный пальчики «побегают. Для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так "бегать" в обычном темпе. Можно устроить соревнование.
Упражнения на развитие внимания.
"Зеркало" . В этой игре один игрок (ребенок) будет зеркалом, то есть будет повторять все движения стоящего напротив взрослого. Водящий делает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Ребенок повторяет их в точности, с такой же скоростью.
"Замена" В предыдущую игру добавляется одно условие: если взрослый приседает, ребенок должен подпрыгнуть, если подпрыгивает - присесть. Остальные движения копируются.
"Запрещенное движение" Сначала взрослый и ребенок договариваются о том, какое движение будет запрещенным. Затем начинается игра, и ребенок повторяет вслед за взрослым все движения, кроме одного. Как только он видит, что взрослый сделал запрещенное движение, то ни в коем случае не повторяет его, а хлопает один раз в ладоши. Если игрок "попадется" (то есть сделает запретное движение) три раза, то он считается проигравшим, и игру можно начинать заново.
"Цветочный волчок" Каждый ребенок выбирает для себя название какого-то цветка (колокольчик, ромашка, роза..).Ведущий запускает волчок, затем выкрикивает название цветка: - Ромашка! - Я! - отзывается "Ромашка" и быстро подкручивает волчок. Подкрутив, выкрикивает название следующего цветка. Кто не успел отозваться или у кого упал волчок - выходит из игры.
"Все наоборот". Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания. Затем задания меняются. Услышав "Быстрей!" - дети должны замедлить темп, "Медленней!" - напротив, убыстрить его, "Тише!" - хлопать и топать как можно громче, "Громче!" - хлопать и топать как можно тише.
"Летает – не летает". Если взрослый называет кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то ребенок должен поднять руки и громко сказать: «Летает!» Если называется нелетающее животное, например, лев, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

Удачи Вам!

Предыдущий вопрос Следующий вопрос
Комаров Дмитрий
и Панюкова Ирина
Задай вопрос сразу двум психологам и выбери с кем продолжить общение

ТЕНОТЕН

спокойствие
и работоспособность
одновременно
Подробнее