Ответы на вопрос

Проблема 1 сентября

15:03

Здравствуйте. Каждый год на 1 сентября меня начинает сильно тощнить и рвать. Я понимаю, что это психогенная проблема, потому что я очень переживаю по учебе. Я консультировалась у многих специалистов и мне назначали разные успокаивающие, но каждый год все повторяется. В этом году было тоже самое. А теперь у меня остается повышенный фон тревожности и чувство, что меня вот-вот будет тошнить теперь появляется на занятиях. Что со мною происходит? Неужели это потому, что я очень ответственная?

Ответы наших психологов

Людмила, здравствуйте!
Начало учебного года всегда будет связано с эмоциональным напряжением, что как правило связано с завышенными требованиями к себе и и недостаточной самооценкой. Поэтому эмоциональное напряжение - это причина, приводящая к стрессу. Что и происходит в вашем случае. И разобраться важно именно с напряжением. Как оно возникает, что запускает? Хорошо, если в этом вопросе вы заручитесь очной поддержкой психолога, чтобы исследовать именно ваши механизмы. Я же лишь могу предположить, исходя из вашего письма о наличии высокой самокритики и сверх ожиданий от себя, что может приводить к чрезмерному напряжению и выбросу его через соматические проявления.
Как избежать излишней самокритичности? Выход есть- воспитать в себе реалистичное понимание своих возможностей.
Нереалистичное восприятие себя воспитывается родителями, которые выставляют слишком много «условий для любви», оценивают ребенка, не могут принять его таким, какой он есть, сравнивают его с другими, жёстко наказывают за неудачи. С возрастом мы продолжаем делать это вместо родителей (повторяя родительское поведение).
Если мое предположение верно и трудность в этом, а вы по каким-либо причинам не можете рассчитывать на помощь психолога, используйте аутотренинг:
- Напишите список своих достоинств и недостатков, попросите любящих вас людей написать такой же список, проанализируйте результат, возможно, вы найдете, что ваш список недостатков значительно преувеличен.

- «Напишите» в своем сознании: Я принимаю себя такой, какая я есть. Я развиваю свои способности, работаю над недостатками в меру своих сил. Я не обязана быть совершенным во всем и для всех. Я знаю о своих достоинствах и недостатках и принимаю их.

- Чтобы избавиться от привычки постоянно себя критиковать, старайтесь не попадать в ловушку чужих оценок. Нельзя формировать мнение о себе только по тому, как вас оценивают другие. Сложно быть хорошей для всех, и нет смысла к этому стремиться. Напоминайте себе об этом как можно чаще. Когда оцениваете себя, постарайтесь проанализировать, чья оценка в данный момент наиболее важна для вас, с позиции кого вы себя критикуете и настолько ли совершенен сам этот человек.

-Учитывайте мнение окружающих, а не присваивайте его себе. Это поможет вам избавиться от привычки постоянно себя критиковать. Прислушаться к чужому мнению о себе бывает полезно, но это не значит, что любая критика повод к действию или самоунижению. Часто оценка окружающих базируется на их представлении об идеализированном собственном Я. В погоне за соответствием чужим представлениям об идеале вы теряете свою индивидуальность и уникальность.

- Думайте о том, что развитие – это хорошо. Но если по какой-то причине вы не можете или не хотите развиваться дальше, то в этом нет ничего такого, что делает вас недостойной уважения в своих глазах. Не попадайтесь в эту ловушку. Она очень часто захватывает именно тех, кто очень требователен к себе. Делайте для совершенствования то, что в ваших силах, но не на их пределе.

- Если хотите избавиться от самокритики, получайте удовольствие от процесса, и не ставьте себя в зависимость от результата. Слишком сильная надежда на удовлетворительный результат, часто приводит к опустошению в случае неудачи. А иногда и физическим последствиям, о чем вы и написали.

-Обращайте внимание на то, что в вас есть хорошего и цените это. Вместо того, чтобы выискивать, что в вас недостаточно совершенно. Учитесь ценить то, что имеете сейчас. Часто люди не замечают то положительное, что есть в их жизни – оно воспринимается как само собой разумеющееся, а это не так. Ваши достоинства огромная ценность!

По мере того, как Ваша самооценка будет расти, будет меняться Ваша жизнь и Ваши мысли. Вы начнете больше доверять себе и принимать себя, а значит уйдет напряжение и необходимость болеть и опаздывать.

Удачи вам и всего самого наилучшего!

Доброго времени суток, Людмила!

Возможно данные упражнения помогут тебе справляться с синдромом школьной тревожности. Но в любом случае рекомендую посетить психолога очно, либо обратиться к психологу в вашей школе.
Способы снятия напряжения путем работы с дыханием:
Техника «Дыхание треугольником». Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым голубым воздухом. Вообразите что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и задержите вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы дышите как бы треугольником. Понаблюдайте за собой:
- какого цвета воздух вы выдыхаете правой пяткой(серный, черный и т.п);
- дышите до тех пор, пока выходящий воздух не станет тоже голубого цвета. Голубым цветом подышите еще 1-2 минуты.
Техника «Волна». Сделайте глубокий вдох, сначала с акцентом на выпячивание живота, а затем на подъеме груди. Если смотреть на вас со стороны, то отчетливо будет видно, что ваши живот и грудь вздымаются волной- отсюда и название техники. Задерживать дыхание на пике подъема груди нужно не больше чем на 1-2 секунды. Выдыхать можно медленно, чтобы выдох получился длиннее вдоха. Затем нужно повторить цикл (максимально 5 раз). Подобное дыхание занимает очень мало времени -это его первый плюс. А второй -что уже через 1-3 вдоха вы можете почувствовать легкое головокружение и расслабиться.
Алгоритм дыхания по методу «Бодифлекс». Упражнение выполняется в стойке: туловище чуть прогнуто, руки можно упереть в колени, ноги почти на ширине плеч.
1. Выдохните весь воздух из легких через рот.
2. Быстро вдохните через нос (глубоко и шумно).
3. С силой резко выдохните весь воздух через рот и подожмите диафрагму.
4. Задержите дыхание на счет 8-10 раз.
5. Расслабьтесь и выдохните.
Далее весь цикл повторяется. Дышите до тех пор, пока в теле не почувствуете жар. Кстати, в методе «Бодифлекс» есть упражнение, которое автор называет «Сейко», что в переводе с японского означает «Пламя». Действительно, во время этого упражнения в верхней части ног появляется ощущения огня.Использования метода «Бодифлекс» позволяет нам не только стать стройнее, но и вернуть физический ресурс, активизировать.
Упражнение по методу "су-джок". Пальцами правой руки помассируйте мизинец левой. Делайте движение вверх-вниз, активнее нажимайте на суставы. Теперь проделайте то же самое с мизинцем правой руки. Далее вам нужно соблюдать эту последовательность: сначала – палец на левой рук, затем – на правой. После того как вы дойдете до больших пальцев, всю процедуру можно повторить. Уже через несколько минут вы почувствуете, что организм стал работать иначе: изменился ритм дыхания, сердце забилось по другому, в теле появилось приятное тепло. И на этом фоне вы можете так же заметить, что строй ваших мыслей отличается от того, что был пять минут назад.
Упражнение по методу "аюрведы". Упражнение из арсенала аюрведа помогают набрать энергии, предотвратить сердечный приступ, снять головную боль. Основана эта техника на замыкании энергетических каналов человека в определенной последовательности. Сядьте и постарайтесь расслабиться. А теперь попробуйте соединить подушечки указательных пальцев обоих рук с подушечками больших пальцев и посидите так 20 минут. Причем остальные пальцы должны быть выпрямлены. Вы почувствуете пульсацию в пальцах. Это упражнение помогает снимать эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство. Оно же активизирует мыслительные процессы. Проверить истинность сказанного только выполнив его. И даже после этого может, на первый взгляд, не произойти никаких изменений. Обращаться к этому способу нужно многократно. Но эффект стоит того.
Техники «гимнастика мозга» помогают настроиться на работу, решить сложную задачу. Во время их выполнения активизируются оба полушария головного мозга, что позволяет мыслить более эффективными способами. Более того, после окончания работы вы не будете чувствовать усталости, а все еще будете полны сил.
«Сова». Ладонью правой руки помассируйте область шей и плеча с противоположной стороны. Делайте такие сжатия ладонью, словно вымесите тесто. Голова должна двигаться в направлении противоположного плеча, имитируя движения совы. Каждый нажим на плечо и легкий поворот головы совмещайте со звуком «Ух!». Нажимать лучше посильнее, и не стоит удивляться, что, скорее всего, будет больно. Проделайте тоже самое с другой стороны.Если есть кто-то рядом с вами, попросите его для начала размять вам область плеч и шеи. Вы быстро почувствуете, что к голове бежит какой-то холодок. Через некоторое время вы обнаружите, что голова стала очень легкой и свежей. После этого упражнения хорошо работается.
«Ленивая восьмерка». Вытяните правую руку перед собой и поднимите вверх большой палец. Взгляд фиксируйте на ногте большого пальца. Рисуйте в воздухе лежачею восьмерку ( как знак бесконечности). Начинать рисунок надо всегда налево и вверх. Середина восьмерки – на уровне переносицы.Приблизительно 1 минуту делайте манипуляции правой рукой. Затем надо сменить руку и так же смотреть на ноготь. Восьмерка идет налево и вверх. Упражнение выполняется примерно 1 минуту. Соедините руки в замок, смотрите на ноготь (один большой палец положите на другой). Выполняйте «Ленивую восьмерку» двумя руками. Упражнение выполняется около одной минуты.В целом упражнение можно повторять сколько угодно раз в течение дня.Упражнение помогает активизировать работу двух полушарий головного мозга одновременно. Желательно выполнять упражнение в ситуациях, когда нужно сосредоточиться (например перед чтением). Если работают два полушария мозга, усталость наступает не та быстро.
«Думательный колпак». Большим и указательным пальцами мягко оттягивает назад и прижимают (массируют) раковины ушей. Указательный палец – на внешней части ушной раковины; большой палец – на внутренней. Выполняется 1-2 минуты. Массаж начинают сверху и продолжают вниз. Когда вы дойдете вниз по «вывернутым» частям вплоть до мочек ушей, начните все сначала и идите опять сверху вниз. Упражнение помогает сосредоточиться на слухе и процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах головы.
«Перекрестный шаг» Упражнение похоже на шаг на месте. Движение одной рукой и противоположной ногой навстречу друг другу. Выполняется упражнение 2-5 минут. Данное упражнение помогает включить оба полушария мозга. Оно уместно до начала, в процессе и после окончания интеллектуального труда.
«Крюки Деннисона». Положение ног крест на крест. Положение рук – вытянуты перед собой, повернуты друг к другу тыльной стороной. Левая рука идет чуть вверх. Соедините пальцы между собой, выверните руки в кольцо, образовавшееся на уровне груди. У вас получиться крюк.Глаза - подняты вверх, веки закрыты. Кончик языка упирается в нёбо.Практически сразу вы можете ощутить, что ваше тело неустойчиво, вас может начать «болтать». Отнеситесь к этому спокойно. В таком положении находитесь 1-3 минуты (пока не почувствуете что ваше тело вновь обрело устойчивость).Положение ног – на ширине плеч. Положение рук – перед собой на уровне живота, пальцы соединены «домиком» ( т.е. пальцы одной руки упираются в те же пальцы на другой руке).Глаза смотрят вниз, веки закрыты. Кончик языка упирается в нёбо.Это этап стабилизации. Вы находитесь в нем 1-3 минуты (до достижения состояния комфорта).Это упражнение можно выполнять стоя, сидя, лежа. Оно может быть проделано и с целью профилактики утром и вечером. Но основное его назначение – использование непосредственно перед стрессом (сложным взаимодействием, заведомо конфликтным; неоднозначным; совершенно неизвестным, но крайне значимым; вынужденным долгим пребыванием где-то и т.п) или сразу после того, как произошло что-либо, оцениваемое вами как стресс(конфликт; неэффективное взаимодействие; устрашающее событие; собственные размышления, которые привели к внутреннему раздражению или опустошению).
«Крюки Кука». Сядьте на стул (кресло, диван) и закиньте ногу на ногу, но не так, как обычно, а под острым углом. У вас получиться что-то вроде «четверки» (так сидят американцы). Возьмитесь руками за ногу: одна рука в районе лодыжки, вторая – в районе колена. Посидите так несколько минут и насладитесь состоянием покоя и внутренней уравновешенности, которые возникнут автоматическим через какое-то время. Если есть желание, то поменяйте ногу и повторите все сначала.

Успехов тебе и уверенности в себе!

Предыдущий вопрос Следующий вопрос
Элония Лаврёнова
и Олег Иванцов
Задай вопрос сразу двум психологам и выбери с кем продолжить общение

ТЕНОТЕН

спокойствие
и работоспособность
одновременно
Подробнее