Ответы на вопрос

Школьная тревожность

15:03

Моей дочери 8 лет. Учится во 2 классе. Сегодня на уроке ее затошнило и у нее задрожал подбородок. В школе может расплакаться из-за любой негативной ситуации - например, если боится, что опаздывает к назначенному времени. Или если получила негативную оценку, не смогла ответить. Как снизить тревожность? При этом она общительна, коммуникабельна, к учителю не стесняется обращаться с вопросами или просьбами, с одноклассниками общается. Но любимой подруги или друга в классе нет

Ответы наших психологов

Юлия, здравствуйте!
Необходимо понять, в первую очередь, причины тревоги ребенка – пройдите обследование у детского психолога, этот специалист обладает рядом методик с помощью которых можно выявить первопричину и тогда будет понятно как действовать дальше целенаправлено. Вы же в свою очередь, старайтесь чаще интересоваться ее жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите ее говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций так приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей, т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ( «Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
Помогайте ей преодолевать тревогу – создавайте условия, в которых ей будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине – сделайте это вместе с ней. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
Если в школе она пропустила из-за болезни много дней, попробуйте сделать ее возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности – поиграйте вместе, обыгрывая через игру с куклами возможные трудные ситуации, м.б. ребенок сам предложит сюжет развитие событий, через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
Заранее готовьте ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
Не пытайтесь повысить ее работоспособность, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная ее ждет.
Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ( «нет худа без добра») – ошибки в контрольной –это важный опыт, ты понять, что нужно повторить, на что обратить внимание.
Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их и радоваться, беря это как опыт.
Учите ребенка ( и учитесь сами) расслабляться ( дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет, т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно!
И самое важное: у оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.
Удачи вам и всего наилучшего!

Доброго времени суток, Юлия!

Возможно данные упражнения помогут Вашей дочери справляться с синдромом школьной тревожности. Но в любом случае рекомендую посетить психолога очно, либо обратиться к психологу в ее школе.
Способы снятия напряжения путем работы с дыханием:
Техника «Дыхание треугольником». Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым голубым воздухом. Вообразите что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и задержите вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы дышите как бы треугольником. Понаблюдайте за собой:
- какого цвета воздух вы выдыхаете правой пяткой(серный, черный и т.п);
- дышите до тех пор, пока выходящий воздух не станет тоже голубого цвета. Голубым цветом подышите еще 1-2 минуты.
Техника «Волна». Сделайте глубокий вдох, сначала с акцентом на выпячивание живота, а затем на подъеме груди. Если смотреть на вас со стороны, то отчетливо будет видно, что ваши живот и грудь вздымаются волной- отсюда и название техники. Задерживать дыхание на пике подъема груди нужно не больше чем на 1-2 секунды. Выдыхать можно медленно, чтобы выдох получился длиннее вдоха. Затем нужно повторить цикл (максимально 5 раз). Подобное дыхание занимает очень мало времени -это его первый плюс. А второй -что уже через 1-3 вдоха вы можете почувствовать легкое головокружение и расслабиться.
Алгоритм дыхания по методу «Бодифлекс». Упражнение выполняется в стойке: туловище чуть прогнуто, руки можно упереть в колени, ноги почти на ширине плеч.
1. Выдохните весь воздух из легких через рот.
2. Быстро вдохните через нос (глубоко и шумно).
3. С силой резко выдохните весь воздух через рот и подожмите диафрагму.
4. Задержите дыхание на счет 8-10 раз.
5. Расслабьтесь и выдохните.
Далее весь цикл повторяется. Дышите до тех пор, пока в теле не почувствуете жар. Кстати, в методе «Бодифлекс» есть упражнение, которое автор называет «Сейко», что в переводе с японского означает «Пламя». Действительно, во время этого упражнения в верхней части ног появляется ощущения огня.Использования метода «Бодифлекс» позволяет нам не только стать стройнее, но и вернуть физический ресурс, активизировать.
Упражнение по методу "су-джок". Пальцами правой руки помассируйте мизинец левой. Делайте движение вверх-вниз, активнее нажимайте на суставы. Теперь проделайте то же самое с мизинцем правой руки. Далее вам нужно соблюдать эту последовательность: сначала – палец на левой рук, затем – на правой. После того как вы дойдете до больших пальцев, всю процедуру можно повторить. Уже через несколько минут вы почувствуете, что организм стал работать иначе: изменился ритм дыхания, сердце забилось по другому, в теле появилось приятное тепло. И на этом фоне вы можете так же заметить, что строй ваших мыслей отличается от того, что был пять минут назад.
Упражнение по методу "аюрведы". Упражнение из арсенала аюрведа помогают набрать энергии, предотвратить сердечный приступ, снять головную боль. Основана эта техника на замыкании энергетических каналов человека в определенной последовательности. Сядьте и постарайтесь расслабиться. А теперь попробуйте соединить подушечки указательных пальцев обоих рук с подушечками больших пальцев и посидите так 20 минут. Причем остальные пальцы должны быть выпрямлены. Вы почувствуете пульсацию в пальцах. Это упражнение помогает снимать эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство. Оно же активизирует мыслительные процессы. Проверить истинность сказанного только выполнив его. И даже после этого может, на первый взгляд, не произойти никаких изменений. Обращаться к этому способу нужно многократно. Но эффект стоит того.
Техники «гимнастика мозга» помогают настроиться на работу, решить сложную задачу. Во время их выполнения активизируются оба полушария головного мозга, что позволяет мыслить более эффективными способами. Более того, после окончания работы вы не будете чувствовать усталости, а все еще будете полны сил.
«Сова». Ладонью правой руки помассируйте область шей и плеча с противоположной стороны. Делайте такие сжатия ладонью, словно вымесите тесто. Голова должна двигаться в направлении противоположного плеча, имитируя движения совы. Каждый нажим на плечо и легкий поворот головы совмещайте со звуком «Ух!». Нажимать лучше посильнее, и не стоит удивляться, что, скорее всего, будет больно. Проделайте тоже самое с другой стороны.Если есть кто-то рядом с вами, попросите его для начала размять вам область плеч и шеи. Вы быстро почувствуете, что к голове бежит какой-то холодок. Через некоторое время вы обнаружите, что голова стала очень легкой и свежей. После этого упражнения хорошо работается.
«Ленивая восьмерка». Вытяните правую руку перед собой и поднимите вверх большой палец. Взгляд фиксируйте на ногте большого пальца. Рисуйте в воздухе лежачею восьмерку ( как знак бесконечности). Начинать рисунок надо всегда налево и вверх. Середина восьмерки – на уровне переносицы.Приблизительно 1 минуту делайте манипуляции правой рукой. Затем надо сменить руку и так же смотреть на ноготь. Восьмерка идет налево и вверх. Упражнение выполняется примерно 1 минуту. Соедините руки в замок, смотрите на ноготь (один большой палец положите на другой). Выполняйте «Ленивую восьмерку» двумя руками. Упражнение выполняется около одной минуты.В целом упражнение можно повторять сколько угодно раз в течение дня.Упражнение помогает активизировать работу двух полушарий головного мозга одновременно. Желательно выполнять упражнение в ситуациях, когда нужно сосредоточиться (например перед чтением). Если работают два полушария мозга, усталость наступает не та быстро.
«Думательный колпак». Большим и указательным пальцами мягко оттягивает назад и прижимают (массируют) раковины ушей. Указательный палец – на внешней части ушной раковины; большой палец – на внутренней. Выполняется 1-2 минуты. Массаж начинают сверху и продолжают вниз. Когда вы дойдете вниз по «вывернутым» частям вплоть до мочек ушей, начните все сначала и идите опять сверху вниз. Упражнение помогает сосредоточиться на слухе и процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах головы.
«Перекрестный шаг» Упражнение похоже на шаг на месте. Движение одной рукой и противоположной ногой навстречу друг другу. Выполняется упражнение 2-5 минут. Данное упражнение помогает включить оба полушария мозга. Оно уместно до начала, в процессе и после окончания интеллектуального труда.
«Крюки Деннисона». Положение ног крест на крест. Положение рук – вытянуты перед собой, повернуты друг к другу тыльной стороной. Левая рука идет чуть вверх. Соедините пальцы между собой, выверните руки в кольцо, образовавшееся на уровне груди. У вас получиться крюк.Глаза - подняты вверх, веки закрыты. Кончик языка упирается в нёбо.Практически сразу вы можете ощутить, что ваше тело неустойчиво, вас может начать «болтать». Отнеситесь к этому спокойно. В таком положении находитесь 1-3 минуты (пока не почувствуете что ваше тело вновь обрело устойчивость).Положение ног – на ширине плеч. Положение рук – перед собой на уровне живота, пальцы соединены «домиком» ( т.е. пальцы одной руки упираются в те же пальцы на другой руке).Глаза смотрят вниз, веки закрыты. Кончик языка упирается в нёбо.Это этап стабилизации. Вы находитесь в нем 1-3 минуты (до достижения состояния комфорта).Это упражнение можно выполнять стоя, сидя, лежа. Оно может быть проделано и с целью профилактики утром и вечером. Но основное его назначение – использование непосредственно перед стрессом (сложным взаимодействием, заведомо конфликтным; неоднозначным; совершенно неизвестным, но крайне значимым; вынужденным долгим пребыванием где-то и т.п) или сразу после того, как произошло что-либо, оцениваемое вами как стресс(конфликт; неэффективное взаимодействие; устрашающее событие; собственные размышления, которые привели к внутреннему раздражению или опустошению).
«Крюки Кука». Сядьте на стул (кресло, диван) и закиньте ногу на ногу, но не так, как обычно, а под острым углом. У вас получиться что-то вроде «четверки» (так сидят американцы). Возьмитесь руками за ногу: одна рука в районе лодыжки, вторая – в районе колена. Посидите так несколько минут и насладитесь состоянием покоя и внутренней уравновешенности, которые возникнут автоматическим через какое-то время. Если есть желание, то поменяйте ногу и повторите все сначала.

Терпения Вам и уверенности в себе Вашей дочери!

Предыдущий вопрос Следующий вопрос
Комаров Дмитрий
и Панюкова Ирина
Задай вопрос сразу двум психологам и выбери с кем продолжить общение

ТЕНОТЕН

спокойствие
и работоспособность
одновременно
Подробнее