Ответы на вопрос

ребенок

16:04

Ребенку 2 года, он не разговаривает. Говорит меньше 5 слов, при этом мама и папа не говорит. объясняет все жестами, все понимает. нужно ли давать лекарства и куда обращаться?

Ответы наших психологов

Здравствуйте, Кристина!
Если ребенок хорошо понимает все, что Вы ему говорите, выполняет несложные инструкции "сядь", "встань" или "возьми", то скорее всего беспокоиться не о чем. Такие детки вплоть даже до трех лет упорно молчат, а потом догоняют и перегоняют своих ровесников. это может быть связано с генетикой, в каком возрасте заговорили Вы и Ваш муж. Активная речь у таких детей возникает внезапно. Когда ребенок послушно повторяет за слова, это не значит, что он их хорошо усваивает. Поэтому не стоит его мучить и заставлять "Скажи ложка, скажи чашка". Подражание у таких детей носит несколько отсроченный характер. Главное вызвать такого ребенка на разговор (задавайте ему вопросы, не исполняйте желания до того, как он успел их озвучить).
Возможно, у Вашего ребенка собственный ритм развития. У него могут поздно появиться зубы, он позже начинает ползать и ходить. Просто дайте ему развиваться - не выполняйте за него все действия. Пускай постарается, пытаясь самостоятельно одеться или поесть. Не хочет этого делать сам? - Помогите, но все-таки старайтесь подтолкнуть его к самостоятельным действиям.
Так же важно помнить, что развитие движений пальцев рук (которое не всегда совпадает с развитием общей моторики) всегда совпадает с речевым развитием. Когда отстает развитие моторики пальцев, отстает и развитие речи. Поэтому, хорошо это развивать. Особенное значение имеет период противопоставления большого пальца другим. При движениях пальцев левой руки будет развиваться правое полушарие мозга, а развитие левого полушария будет зависеть от подвижности пальчиков правой руки. Давайте малышу катать шарик из пластилина, купите ему крупные деревянные бусы. Предлагайте застегнуть пуговицу, завязать узел, шнуровать.
До 2,2 лет дети обычно начинают только связывать 2 слова: дай пи, папы нет, до 2,6 лет - начинает интересоваться, как и что называется, его словарный запас растет, уже можно приучать выполнять просьбы: принеси то, пойди туда. Научите его словам "хорошо" и "плохо", он должен адекватно на них реагировать. Ребенок еще не выговаривает слова, но не стоит коверкать свой разговор, чтобы он слышал правильные слова.
Если Ваша тревога все таки продолжает быть высокой, проконсультируйтесь у логопеда и детского невролога.
Всего Вам и Вашему малышу наилучшего!

Доброго времени суток, Кристина!

Если Вас сильно тревожит этот вопрос, то можно обратиться к детскому неврологу и логопеду.
На сайте http://www.tenoten-deti.ru/ есть отличная статья по этой теме "Причины задержек речевого развития", как и много другой полезной информации.
Со своей стороны могу Вас успокоить: для Вашего возраста - это вполне нормально и возможно. Каждый ребенок индивидуален и развивается согласно своему внутреннему состоянию и способностям. Не стоит его торопить.
1. Уберите лишние игрушки, оставьте 2-3, с которыми можно придумывать различные сюжетно-ролевые игры. Проговаривайте вслух свои действия, не стесняйтесь выражать эмоции. Особенно полезны игры, в которые нельзя играть одному, например катать мяч.
2. Сохраняйте тактильный контакт с малышом: не забывайте погладить его, поцеловать. Играйте в простые игры на развитие внимания: ладушки, прятки и пр.
3. Не настаивайте, чтобы ребенок обязательно повторял за Вами слова. Но, если он говорит например ав-ав, повторяйте за ним - да, это собака. Старайтесь называть вещи своими именами, не сюсюкать с ним и не коверкать слова.
4. Если ребенок объясняется жестами, то не стоит бросаться выполнять его желания, даже, если Вы его прекрасно поняли. Тяните время. Переспросите его несколько раз, что конкретно он имеет в виду. Например: я тебя не понимаю, что ты хочешь мне сказать? Что надо сделать: кушать, пописать, идти и т.п. Пусть малыш сам пытается выбрать нужное слово и подкрепить его действием.
5. Необходимо активно развивать мелкую моторику. Пальчики должны активно работать, ведь именно от этого зависит развитие право и левого полушарий мозга ребенка. Пробуйте нанизывать крупные бусы на шнурок, собирать конструктор Лего (или аналог), рисовать (мелками на асфальте, доске, фломастерами, карандашами, красками и тп). Попробуйте пальчиковые краски. Лепите из пластилина: научите его катать ладошкой шарик и "колбаску". Можете попробовать перебирать крупу в мисочке и тп.
6. Исключите просмотр мультфильмов на время, не давайте никаких эл. устройств - планшетов, смартфонов и пр. Либо развивающие занятия либо прогулка.
7. Ходит ли Ваш ребенок на горшок? Если нет - то посвятите этому вопросу отдельное внимание.
8. Если есть возможность запишите вашего малыша в Группу кратковременного пребывания в детском саду. Это поможет ему быстрее развиваться, возможно даст дополнительный толчок в речевом развитии, т.к. ему нужно будет учиться объясняться с уже говорящими сверстниками.

Здоровья Вам и вашему малышу!

Предыдущий вопрос Следующий вопрос
Элония Лаврёнова
и Олег Иванцов
Задай вопрос сразу двум психологам и выбери с кем продолжить общение

ТЕНОТЕН

спокойствие
и работоспособность
одновременно
Подробнее