Ответы на вопрос

ПРОБЛЕМЫ С СЫНОМ

15:03

ЗДРАВСТВУЙТЕ.У МЕНЯ ПОХОЖАЯ СИТУАЦИЯ,Я НЕ ЗНАЮ КАК МНЕ БЫТЬ С МОИМ РЕБЕНКОМ МОЕМУ СЫНУ 13 ЛЕТ,РОДИЛА Я ЕГО ТЯЖЕЛО ВРАЧИ ПОСТАВИЛИ ДИАГНОС ВНУТРИ ЧЕРЕПНОЕ ДАВЛЕНИЕ СНАЧАЛО МЫ СОСТОЯЛИ НА УЧЕТЕ У НЕВРОПОТОЛОГА КОГДА РЕБЕНКУ ИСПОЛНИЛОСЬ 3 ГОДА НАМ СКАЗАЛИ ЧТО РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ,НАС НАПРАВИЛИ К ПСИХОНЕВРОЛОГУ МЫ ДОЛГО ПРИНИМАЛИ ГЛИЦИН ПАНТОГАМ,МОЖЕТ НАМ ВСЁ ЭТО И ПОМОГЛО ПРОСТО Я ВСЕГДА БЫЛА РЯДОМ ЗАНИМАЛАСЬ С РЕБЕНКОМ ОН У МЕНЯ ХОДИЛ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДЕТСКИЙ САД РЕБЕНОК В 4 С ПОЛОВИНОЙ ГОДА ЧИТАЛ А МНЕ СО СТОРОНЫ ГОВОРИЛИ ЧТО ЭТО НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ,А Я ГОРДИЛАСЬ СВОИМ СЫНОМ,В ШКОЛЕ УЧИЛСЯ ДО 5 КЛАССА БЫЛ ПОЧТИ ОТЛИЧНИК.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ПЕРЕВОДИЛ ГДЕ СЛОВАРЯ.НЕЗНАЮ ЧТО СЛУЧИЛОСЬ НАВЕРНОЕ ТО ЧТО МАЛО СТАЛА УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЯ ПОТОМУ ЧТО РАБОТАЮ ПО 12 ЧАСОВ ПРИХОЖУ ДОМОЙ КОГДА НАДО ЛОЖИТСЯ СПАТЬ.УЧИТСЯ НЕ ХОЧЕТ МЫСЛИ В ГОЛОВЕ О ЧЁМ НЕ ЗНАЮ СКРЫТНЫЙ ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ ЧТО ОН МЕНЯ НЕ СЛЫШИТ.ОДИН ДЕНЬ ПРИМЕРНЫЙ И ДАЛЬШЕ ВСЁ НА СВОИ МЕСТА.БИТЬ ЕГО КРИЧАТЬ УЖЕ ДАЖЕ СТЫДНО ВРОДЕ БЫ,НЕЗНАЮ ПОМОГИТЕ ПРОШУ ВАС.

Ответы наших психологов

Здравствуйте, Светлана!
Ваш сын сейчас находится в самом разгаре подросткового периода, который как правило всегда сопровождается снижением успеваемости, повышенной агрессивностью и ленью - это самые распространенные жалобы родителей.
Подростковая лень – первый признак начала переходного возраста. И конечно, больше всего лень распространяется на учёбу. Успеваемость резко падает вниз. В школе обычное дело, когда ребёнок до 5 класса был отличником, а теперь в его дневнике одни тройки и двойки.
Не обходит лень стороной и домашние обязанности, особенно уборка квартиры, вынос мусора, мытьё посуды. Подростка, который бы ежедневно надраивал свою комнату – свою личную территорию - увидишь крайне редко, скорее даже никогда не увидишь.
Причины лени - гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов. Конечно же, снижение учебной мотивации. Мотивация – это двигатель любой деятельности. В подростковости этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью.
Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться – учиться ради счастливого будущего. А сейчас ему важнее общаться.
Ещё одна причина подростковой лени – бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, увлечения.
Борьба с ленью должна основываться на:
- повышение учебной мотивации,
- развитие воли,
- гармонизация эмоционального состояния.
1. В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь. Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится. Поэтому, поинтересуйтесь какое отношение у Вашего ребенка к своим преподавателям, интересны ли они для него. Возможно, будет хорошо найти репетитора по его вкусу по наиболее важным предметам. И помните, сейчас для ребенка наиболее важна личность преподавателя.
Если возможности для наличия репетитора нет, возьмитесь выполнить эту часть работы за них. Вызывает трудности физика, например, идите в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарии). На практике рассмотреть те или иные физические явления. Если Вашему ребёнку никак не удаётся прочесть заданный в школе роман, сходите на спектакль по этому произведению, посмотрите фильм вместе.
Главное, занятия должны вызывать интерес и понимание своей нужности и необходимости для жизни.
Поддерживайте ребенка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при нем, что Вам не интересна Ваша работа или, что она каторжная. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию их ребёнка.
Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали.
2. Для того, чтобы развить инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, умение принимать решения, решительность, Ваш подросток обязательно должен участвовать в принятии семейных решений за большим круглым столом. Например, куда поехать отдыхать в отпуске, по поводу крупных покупок и т.д. Необходимо выслушать все точки зрения в семье, в том числе и его, а потом совместно принимать решения. Так Ваш ребёнок на практике узнает, как нужно принимать решения, и как они важны в жизни.
Старайтесь всегда поощрять стремление проявить инициативу. Если у Вашего ребенка в голове созрел проект - старайтесь поддержите его.
Инициатива вырастает из интереса.
Чем больше в этом мире интересов у Вашего ребёнка, тем меньше места для лени в его жизни. Интерес стимулирует активность и инициативу. Помогите ему научиться ставить перед собой цели и достигать их. Допустим, у него появилось желание научиться играть на гитаре. Пусть поставит и сформулирует цель «Научиться играть на гитаре». Цель всегда формируется с участием глагола, ведь она связана с действиями. Чтобы действовать - нужно планировать. И даже, если в Вашей семье принято действовать спонтанно, для того, чтобы подросток был активным и волевым, необходимо научить его планировать. Планировать обучение игры на гитаре, планировать свой день – завести тетрадку и писать там план на каждый день, планировать повышение успеваемости. Анализировать полученный результат, что удалось, а что нет.
Важно, чтобы подросток отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Начните с того, что давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные.
3. Эмоциональное состояние. Тяжёлые переживания по поводу отношений с одноклассниками, страдания от неразделённой любви, мучения от изменений своего тела, муки от школьной неуспеваемости, – всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Проявляйте чуткость, приглядываться к своему взрослеющему ребенку и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных делах и трудностях.
Лень одолеть можно. Важно, чтобы не ленились и Вы, а прилагали все усилия, чтобы помочь своему ребенку преодалеть это очень тяжелое для него время. Поверьте, Вы получите в результате гораздо больше - добрые, искренние, открытые и дружеские отношения в будущем! Помните, ему сейчас очень трудно, он нуждается в Вашей помощи и поддержке!
Удачи Вам!

Доброго времени суток, Светлана!

Оценка уровня умственного развития - очень непростая и неоднозначная проблема. Его определяют медицинские психологи, врачи - невропатологи и психиатры, педагоги. В день обследования ребенок может быть не в настроении, чувствовать себя усталым, просто не заинтересоваться заданием. От неуверенности, из лености или просто стремясь избавиться от неприятного ему "приставания" ребенок не выполнит предложенного задания, не ответит на вопросы теста, заявив, что не знает или не умеет этого, хотя в действительности знает и умеет и в другой ситуации легко бы выполнил требуемое. И в результате разового обследования может появиться ошибочное заключение.
Нередко школа оценивала как имеющих посредственный ум детей, впоследствии ставших выдающимися людьми. История науки, искусства, литературы пестрит такими примерами. Тупым слыл в школе Д. Уатт. Да, тот самый который создал универсальный паровой двигатель. Великий французский драматург Корнель был признан в школе лишенным всяких дарований. "Скверный ученик", проваливший выпускной экзамен Д. Свифт известен всему миру, но никто не помнит его экзаменаторов. Малоспособными считались в школе К. Линней, Д. Байрон, В. Скотт, Г. Гельмгольц, Т. Эдисон, И. Ньютон, А. Герцен, В. Белинский, Н. Гоголь. Учителя никогда не ставили за сочинения более высокую оценку, чем "удовлетворительно", А. Чехову. Все это к тому, что не следует торопиться с ярлыками, оценками ума ребенка. Более важно понимание сложности и относительности такой оценки.
Возможно корень проблемы кроется в том, что Вы многого ждали от Вашего сына, предъявляли к нему требования, которым он не мог или не желал соответствовать. Он чувствовал, что от него хотят больше, чем он сам способен был дать. Возможно также, что к другим людям он относится более спокойно, потому что они относятся более спокойно к нему. Дома же он может вести себя более расковано, и, так как он считает, что обиду ему причиняют именно дома, она выливается наружу. Ни в коем случае не нужно на него кричать. Во-первых, это лишь подливает масла в огонь, добавляя новые обиды и вызывает злость. Во-вторых, кричащий человек теряет большую часть своей силы и, конечно, очки авторитета. Когда на Вас кричат, Вам не хочется слушать. Обычно Вам хочется кричать в ответ. Разорвите этот круг. Попробуйте дать ему чуть больше свободы воли, позвольте делать ему то, что захочется и не требуйте многого. Это не значит пустить на самотек его воспитание. Это значит лишь направлять, а не указывать. Смените тактику поведения. Объясните ему, что он уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно принимать какие-то решения, но и за последствия этих решений он будет отвечать тоже сам. И главное, дайте ему попробовать, пусть это не будет лишь Вашими словами. Предложите ему выбрать какое-нибудь занятие по душе вне школы и дома. Не важно, будет ли это спортивная секция или же художественная самодеятельность и пр. Важно, чтобы выбор сделала он сам. Не настаивайте на чем-то конкретном. Если он начнет куда-то ходить и бросит, не давите на него. Быть может он не сможет выбрать сразу и захочет попробовать что-то другое. И главное, покажите ему, что Вы любите его таким, какой он есть. Но не в форме «я все для тебя делаю, а ты так себя ведешь», иначе он будет считать, что недостаточно хорош для Вашей любви.
Также рекомендую Вам поговорить с сыном и обратиться к детскому психологу (не школьному). Не стоит предупреждать его о том диагнозе, который ему когда то ставили. Пусть он даст свою оценку ситуации. Сейчас у него "сложный" возраст. Возможны проблемы в школе, в отношениях со сверстниками и пр., о которых Вы даже не догадывайтесь. Выговориться чужому человеку всегда проще, чем близким и родным людям.

Удачи Вам, терпения и взаимопонимания с Вашим сыном.

Предыдущий вопрос Следующий вопрос
Элония Лаврёнова
и Олег Иванцов
Задай вопрос сразу двум психологам и выбери с кем продолжить общение

ТЕНОТЕН

спокойствие
и работоспособность
одновременно
Подробнее